Театральная компания ЗМ

Соло для двоих

Проект Сергея Даниляна, Россия-США
Номинация: балет, спектакль - Zeitgeist

Номинация: балет, спектакль - Моцарт и Сальери
лучшая мужская роль Владимир Варнава
лучшая мужская роль Иван Васильев



Zeitgeist



одноактный балет


Музыка: Филип Гласс, Первый концерт для скрипки

Хореография: Аластер Марриотт

Художник по свету: Бруно Поэт

Видеорежиссер: Люк Халлс

Костюмы: Джонатан Хоуэлс



Артисты: Лорен Катбертсон, Эдвард Уотсон, Марселино Самбэ, Томаш Мок, Доналд Том



Продолжительность 30 мин.



В балете «Zeitgeist» будет танцевать прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон – Наталья Осипова не сможет принять участие в спектакле из-за травмы.



«Zeitgeist» тщательно выточен для вознесения балерины на пьедестал. Форма спектакля отсылает еще к открытиям Новерра и Дидло, когда звезда появляется перед зрителями после выхода кордебалета и сложнейшего соло партнера – Эдварда Уотсона, чье суховатое тело превращает монотонный поток музыки Филипа Гласса в Рубикон, в водах которого рождается хореографическое совершенство. Англичанин Марриотт унаследовал от своих предшественников Эштона, Макмиллана и Крэнко талант построения дуэтов и деликатность, позволяющую балерине заполнить лакуны хореографии собственной харизмой, чем Осипова и воспользовалась в полной мере, сыграв в коротеньком фрагменте и Джульетту, и Манон, и Никию, и героиню какого-то неведомого спектакля, который нуждается в ее виртуозности, темпераменте и актерской самоотверженности.

газета «Ведомости»







Моцарт и Сальери



одноактный балет по мотивам кантаты В.А. Моцарта и Антонио Сальери «На выздоровление Офелии»



Хореография и режиссура: Владимир Варнава

Художник по свету: Игорь Фомин

Дизайн звука: Денис Антонов

Художник по костюмам: Ирина Варнава

Ассистент хореографа: Полина Митряшина



Артисты: Иван Васильев, Владимир Варнава



Продолжительность 30 мин.



Взаимоотношения Моцарта и Сальери на протяжении более чем двух веков обрастают великим множеством мифов, превратившись в своего рода культурный штамп. При этом с завидной регулярностью всплывают исторические материалы и факты, опровергающие конфликт, придуманный Пушкиным. В человеческой памяти большую популярность приобрела фантазия и романтическая интерпретация, нежели историческая правда. Выдумка здесь замещает реальность. Именно это интересно мне уже само по себе. И информация о том, что «Реквием», рассматривающийся как одно из важнейших творений композитора, был дописан Францем Зюсмайером после смерти Моцарта, а несохранившаяся кантата «На выздоровление Офелии» якобы создана двумя композиторами в дружеской коллаборации, только усиливает сомнения в достоверности той или иной точки зрения. Главное, ироничная игра в «правду/неправду» дает зеленый свет для творческой природы художников во всем мире и неизбежно влечет за собой создание новых культурных штампов. Взаимоотношения Моцарта и Сальери логично превратились в мифологему. Это позволило нам не быть слишком серьезными, вступая на территорию будущего спектакля.

Владимир Варнава





В балете «Моцарт и Сальери» Иван Васильев предстал солнечно-лучезарным, трогательно-простодушным Моцартом, не ведающим, естественно, своей исключительности. Владимир Варнава сыграл корчащегося от комплексов, гротескно-ничтожного Сальери. Злодею отведено так много пластического места, что балет впору назвать «Сальери и Моцарт». Театральную пикантность спектаклю придают остроумные находки. Вроде отождествления пушкинского Черного человека, мучающего гения, с Сальери (в черном чулке на лице). Вроде эпизода с отрывком из «Реквиема» – от звуков «Лакримозы» Сальери просто рвет на части: не слушать гениальную музыку невозможно, но и слышать – нет сил. И сцены с «внутренним звучанием», когда из «недр» Моцарта потоком исторгается божественная музыка, тогда как от Сальери исходит гробовая тишина.

газета «Новые Известия»





В спектакле Сальери не то чтобы завидует Моцарту или негодует по поводу таланта, доставшегося смешному разгильдяю (Моцарт тут специально смешон, специально одет в мешковатый дурацкий костюм, специально гримасничает). Сальери здесь – в ужасе от Моцарта. Как от цунами, как от смерча, что в десяти метрах и идет прямо на тебя. Стихия, разрушающая упорядоченную жизнь.

интернет-издание «Театрall»





Два небольших спектакля, объединенные в проект Сергея Даниляна «Соло для двоих», созданы специально для Натальи Осиповой и Ивана Васильева, и так же несхожи меж собой, как эти артисты. «Zeitgeist» («Дух времени») для Осиповой сочинил англичанин Алистер Марриотт – в Королевском балете Великобритании он много лет ярко изображает «пешеходных» злодеев, а в свободное от сценических смертоубийств время сочиняет ладные, аккуратные неоклассические спектакли. В «Zeitgeist» балерина, прорезающая пространство и берущая его штурмом, под музыку Первого скрипичного концерта Гласса правит на сцене в окружении изящных джентльменов из «Ковент Гарден». Она – молния, опасность, девятый вал, они – музейная рамка с завитушками, через которую норовит выплеснуться цунами. А в спектакле Владимира Варнавы «Моцарт и Сальери» нет «главного героя» и «аккомпанемента»: Иван Васильев (Моцарт) и Владимир Варнава (Сальери) здесь одинаково важны. Моцарт хихикает и небрежно пробрасывает несколько трюков, а зрителя тут просто за руку переводят «на сторону» Сальери: ну, Моцарт, тебе ж столько дано, что ж ты дурачишься? Главный трюк в спектакле – в том, что зритель вдруг понимает, что его заставили думать, как Сальери. Как вот этот извивающийся, липкий, совершенно омерзительный Сальери. И дальше уже нам самим решать, нравится такая ситуация или нет.

Анна Гордеева