Remote Moscow
Rimini Protokoll, Германия, и Федор Елютин, МоскваКонцепция, сценарий и режиссура: Штефан Кэги
Второй режиссер: Йорг Карренбауэр
Саунд-дизайн: Николас Ниике
Драматургия: Жульен Меннель, Алёша Бегрич
Исполнительный продюсер: Ксения Аникеева
Консультант: Юрий Марычев
Дизайн: Радик Тухватуллин
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+
«Remote X» – проект, созданный Rimini Apparat в копродукции с HAU Hebbel am Ufer Berlin, Maria Matos Munucupal и Гете-институтом в Португалии, фестиваля Theaterformen Hannover/Braunschweig, Festival d'Avignon, Zürcher Theater Spektakel, Kaserne Basel. При поддержке берлинского Capital Cultural Fund и швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, а так же Fachausschuss Tanz und Theater Kanton Basel-Stadt, House on Fire и культурной программы Европейского Союза.
«Remote X» – проект о человеке и технологии, это глобальный вопрос, который нельзя назвать немецким, или швейцарским, или российским. Это проект о человечестве и его будущем.
Штефан Кэги, интервью интернет-изданию «Oppeople.ru»
Есть люди, которые приходят в театр и говорят: «Это не театр! Это не Чехов! Это не…» Если на это смотрят – хотя бы один человек – то это уже театр.
Йорг Карренбауэр, интервью интернет-изданию «Театрал-online»
Иногда важно остановиться, сделать шаг в сторону и посмотреть на свою жизнь. Этот проект делает из повседневности тему дня. Он позволяет людям выйти за рамки комфорта, помогает сделать то, что вы не стали бы делать в обычной жизни. Театр – это не чашка какао, не цирк, не то, что должно вызывать только чувство удовольствия. Театр рождает разные чувства. Здесь люди рассматривают жизнь, а она жесткая.
Федор Елютин, интервью газете «Metro»
Полтора часа участников похода ведет по городу синтезированный голос, в середине пути превращающийся из женского в мужской. Поводырь меняет имя, но не изменяет принцип общения с участником прогулки: голос не только указывает, куда идти и что делать, но дает иронические и философские комментарии к происходящему, рассуждает о вечном и сиюминутном, просит вспомнить что-то или, напротив, о чем-то пофантазировать.
Конечно, в каждом городе текст звучит разный. Не только потому, что маршруты и объекты на пути разные, но прежде всего потому, что разные городские атмосферы – наверное, только в Москве голос может просить обратить внимание на то, какие неприветливые лица у людей на эскалаторе, и ошибки никогда не случится. Не надо объяснять, что отделение видимого от слышимого производит магический эффект и текст, звучащий в наушниках, решительно меняет отношения между человеком и городом. Особенно если проходишь по маршруту, который неоднократно преодолевал автоматически, не осознавая пути. «Remote» и о том, что такое быть одному в городе и мире, и о том, что одному невозможно остаться. И еще о том, как сохранить умение отличаться от других, как не потеряться, но и как не бояться быть одним из многих.
Голос, который ведет и руководит, можно назвать внутренним собеседником, но можно и голосом высшего разума. Кстати, дважды, в начале и середине маршрута, путешественники оказываются где-то рядом с религией: сначала останавливаются у храма, а позже даже перекусывают в трапезной Высоко-Петровского мужского монастыря. Так что мысль о том, что «Римини Протокол» напоминает нам о какой-то новой, принципиально изменившейся роли небесных сил в постиндустриальном социуме, приходит сама собой.
В финале, прежде чем голос в наушниках исчезнет, каждый должен словно испариться, исчезнуть, а сам весь этот остроумно придуманный путь от кладбища до неба должен напомнить о чем-то весьма существенном. Не то о необходимости радоваться жизни с умом, не то о позабытой возможности спасения.
газета «Коммерсант»
В какой-то мере это социологический эксперимент, моделирование поведения в группе. Что мы можем вместе, до какой степени готовы следовать инструкциям, насколько на наш выбор влияет поведение других участников и окружающая ситуация, по умолчанию непредсказуемая (случайные прохожие могут смотреть на вас как на идиотов, а могут неожиданно присоединиться к флешмобу).
Но схема коммуникации не ограничивается отношениями зритель/перформер и группа/толпа. Ее важнейший участник – тот самый remote control, пункт дистанционного управления, чьим командам в наушниках вы согласились подчиняться на полтора часа спектакля-прогулки.
газета «Ведомости»
Страшно, несмотря на ощутимый мотив memento mori, не будет, будет весело – не только потому, что стае, следующей указаниям сверхчеловеческого голоса, предстоит совершить смешные коллективные действия, потрапезничать в монастыре, сыграть в невидимый баскетбол и пройти маршем протеста. Конечно, это очень обаятельный спектакль про коммуникацию с городом и людьми, ловко использующий и наш эгоизм, и наше высокомерие. Весело будет в первую очередь оттого, что путь прокладывает невидимая гостья из будущего, а будущее это определенно светлое.
журнал «Сноб»