Театральная компания ЗМ
Марина Крапивина

Прикасаемые

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театр Наций, Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль-эксперимент»


Автор идеи: Евгений Миронов

Креативный Продюсер: Ингеборга Дапкунайте

Режиссер: Руслан Маликов

Режиссер по пластике: Евгений Кулагин

Художник: Екатерина Джагарова

Драматург: Марина Крапивина


Артисты: Ирина Поволоцкая, Алена Капустьян, Александр Суворов, Алексей Горелов, Вера Лыженкова, Александр Сильянов, Вадим Плевако, Светлана Щукина, Ольга Лапшина, Анатолий Белый, Кирилл Быркин, Олег Савцов, Рустам Ахмадеев, Илона Гайшун, Екатерина Сахно, Михаил Видякин, Юлия Хамитова, Алексей Овсянников, Константин Кожевников, Роман Евдокимов, Ингеборга Дапкунайте, Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Екатерина Волкова, Ольга Сутулова, Егор Бероев, Анна Ковальчук, Инга Оболдина, Альберт Филозов, Ольга Яковлева



Продолжительность: 1 ч. 10 мин.


Возрастная категория 6+

Мы радуемся солнцу или шуму моря и даже не задумываемся над тем, что кому-то этого не дано, а когда случайно сталкиваемся с ними, испытываем чувство неловкости и жалости. Они знают этот мир на ощупь и по запаху, а сталкиваясь с нами и понимая, что они «другие», чувствуют себя одинокими и в чем-то ущербными. Это несправедливо. Нет «они» и «мы». Есть люди, которые должны научить друг друга смотреть на мир другими глазами.

Евгений Миронов




Все люди разные. У нас разные способности. Мы часто игнорируем тех, кто от нас отличается. Это наше незнание. Спектакль – знакомство и попытка узнать друг друга.

Ингеборга Дапкунайте




У людей, страдающих слепоглухотой, много проблем: медицинских, бытовых, финансовых. Однако главная из них – проблема коммуникации: зрячеслышащие катастрофически мало знают о слепоглухих (точно неизвестна даже численность людей с такими заболеваниями). А слепоглухие, в свою очередь, практически ничего не знают о зрячеслышащих, несмотря на то, что живут среди нас. Возможно, мы не понимаем слепоглухих в том числе и потому, что не умеем слушать и видеть людей вообще, порой даже самых близких. Это общечеловеческая проблема, просто для слепоглухих она, в силу физиологических причин, предельно обострена.

Руслан Маликов





Самое главное – опыт, который мы получили друг от друга во время проекта. Это возможность восприятия этого мира несколько иначе. По-другому. Через прикосновения. Мы учились. Учились быть вместе и понимать друг друга, несмотря ни на какие преграды. По-другому смотреть на свои знания и умения. Открыть пространство для тех, кто его не видит и не слышит, дать возможность свободы движения, избавиться от страхов и развивать в себе самые разные творческие возможности.

Евгений Кулагин




Идея сценографии складывалась в процессе работы с актерами с двумя сенсорными нарушениями. Так, например, оказалось, что для них основной помощник в ориентации в пространстве – поверхность под ногами, объекты, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Отсюда у нас родилась идея использовать различные фактуры и рельефы, символизирующие среду, благоприятную или не очень, в которой они существуют.

Екатерина Джагарова




Уникальность спектакля «Прикасаемые» не только в том, что он рассказывает истории слепоглухих людей, но и в том, что слепоглухие герои историй будут сами свидетельствовать о себе. В одной из своих пьес Сартр сказал: ад – это другие. В спектакле «Прикасаемые» герои рассказывают о взаимном преодолении ада разорванных связей через преодоление физического недуга, одиночества и трансформацию его через примирение с собой, с другим в любовь.

Марина Крапивина





Спектакль «Прикасаемые» стал пусть и маленьким, но мостом, соединившим разные берега человеческой реки – берег видящих и слышащих и другой, где живут в тишине и во тьме.

«Российская газета»




Кто бы подумал, что часовой спектакль репетировали больше полугода: семь смельчаков бросили отчаянный вызов миру, который упорно закрывается для них, для некоторых – с каждым месяцем все больше.

«Новая газета»




Проект выполняет очень важную миссию как для тех, кто вышел на суд зрителя, так и для зрителя самого. Первые, преодолев смущение и явное волнение, держатся все смелее, а в какой-то момент, взявшись за руки, вместе с артистами бегут с одного края сцены на другой. И этот забег – как отчаянный прорыв в другой мир, как второе дыхание и новая жизнь. Наблюдая это, каждый из зрителей пытается представить, что это значит – жить в темноте и абсолютной глухоте, – и сжимается от ужаса.

газета «Московский комсомолец»


Участник фестиваля «Территория» 2014 в Москве.