Театральная компания ЗМ
Вячеслав Дурненков

Элементарные частицы

Театр «Старый дом», Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

Автор идеи и режиссер: Семен Александровский

Художник: Леша Лобанов



Артисты: Анатолий Григорьев, Сергей Дроздов, Яна Сигида, Олеся Соколова, Тимофей Мамлин



Продолжительность 1 ч. 10 мин.



Возрастная категория 16+

Академгородок – это не просто точка на карте. Это место силы. Вернее, то место, где сталкивались встречные потоки, возникали турбулентность, хаос, синергия; была воплощена в жизнь советская Утопия о городе науки, городе будущего, главной магистралью в котором стала научная мысль. Что происходило там в 60-е? Зачем нам сейчас думать об этом? Что общего у нас с людьми того времени? Почему эти сумасшедшие, дерзкие люди лезли на рожон и дискутировали с властью? Может ли повториться такое? Разумеется, наш спектакль – это, прежде всего, рассказ о людях. Ученый был героем своего времени. Он увлеченно вкалывал в лаборатории, ухаживал за женщинами, слушал джаз и Галича, давал премии Стругацким, бегал на лыжах и верил, что наука спасет мир.

Вячеслав Дурненков





Для меня очень важен период шестидесятых, это время, когда сменились парадигмы, возникла надежда, что можно построить справедливое общество, основанное на естественном стремлении человека к счастью, справедливости, свободе. В Советском Союзе Академгородок был, пожалуй, главной точкой сплавления этого нового мировоззрения. Уникальность Академгородка заключается еще в том, что тут сошлись, а это бывает редко, интересы общества и государства. Ученые хотели свободно заниматься наукой, а государство сделало ставку на науку, как на рычаг прогресса. Проблема в том, что ученые, в отличие от государства, были последовательны в своих убеждениях, они действительно начали строить мир будущего, мир свободных и ответственных людей. Такие люди оказались государству не нужны, они стали помехой. Сегодня, когда мы смотрим на эту историю с определенной дистанции, есть возможность не только обнаружить какую-то историческую закономерность, но и то, что есть вещи способные эту закономерность опровергнуть.

Семен Александровский




«Элементарные частицы» меньше всего похожи на городской verbatim. Спектакль о знаменитом Академгородке под Новосибирском не встроен в конкретную пространственно-временную систему координат: для авторов эта история, в первую очередь, не факт, но феномен. По жанру «Элементарные частицы» – не историческая реконструкция, а приключение идеи; предмет исследования – не биография Академгородка, а жизнь утопии. Этот спектакль – не мокьюментари, его содержание – рассказы, воспоминания тех, кто стоял у истоков, кто задумывал город науки в необжитых еще лесах.

Авторы спектакля превратили реконструкцию в историю утопии одним лишь филологическим приемом: прошедшее время в текстах воспоминаний заменено будущим. Монологи скреплены в беседу на пятерых, и вот уже мемуаристика превратилась в разговоры платоновских мудрецов. Беспечные гении придумывают новый мир: презрев реалии, фантазируют о свободном острове, о братстве талантливых и независимых.

интернет-издание «Театрал-online»





Советская наука интересует Александровского в первую очередь как общественное явление. Академгородок, который режиссер называет «последней советской утопией», предстает в «Элементарных частицах» не только научным и образовательным центром, но и местом уникального социального эксперимента по эмансипации и созданию гражданского общества.

интернет-издание «Colta»




Семен Александровский ставит спектакль о том, что никакие «островки» на самом деле невозможны, что нельзя огородить оазис свободы посреди пространства, где свобода не является общей ценностью.

газета «Коммерсант»





Спектакль из Новосибирска посвящен знаменитому Академгородку: пьеcа Вячеслава Дурненкова основана на интервью с основателями масштабного научного проекта советской поры. Впрочем, спектакль Семена Александровского далек от пересказа известных и малоизвестных фактов – «Элементарные частицы» сделаны в жанре документальной утопии. В воспоминаниях академгородковцев авторы спектакля заменили прошедшее время на будущее: таким образом, мемуары превратились в философскую беседу, напоминающую диалоги платоновских мудрецов.

Несколько девушек и юношей в свитерках и дешевых пиджаках, отсылающих к «оттепельному» поколению «физиков» и «лириков», вдохновенно придумывают будущее во всех его подробностях: устройство быта, собственная экономика, отдельные судьбы, невиданная для СССР степень свободы – академгородковцы читали самиздат, слушали Галича в живом исполнении.

Текст пьесы запараллелен с визуальной драматургией: на экране, на фоне голых деревьев, появляются предметы интерьера, затем сами мечтатели: безграничность человеческой мысли оживит нетронутую суровую природу.
«Элементарные частицы» рассказывают о приключениях идеи: трехчастный спектакль на примере Академгородка исследует саму идею утопии – от дерзновенного старта, через саморазрушение, к новым формам существования. По сути же, лаконичный спектакль Александровского – о хрупкости и одновременно о всесильности свободного человеческого ума.

Анна Банасюкевич



Участник ХVI международного театрального фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге и театральной программы Красноярской ярмарки книжной культуры