Театральная компания ЗМ

«Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990-е–2010-е годы»

Последние десятилетия были временем, когда культурные связи между Россией и странами Центральной и Восточной Европы приходилось налаживать заново. И хотя в этом плане было многое сделано (по сравнению с тем разительным отсутствием взаимного интереса, который наблюдался в начале 1990-х годов), тем не менее нельзя сказать, что театр этих стран хорошо известен зрителю российских фестивалей и читателю российской театральной прессы или даже специализированной литературы. Сказываются годы, которые оказались как бы «пропущены», в результате чего то, что попадает в поле внимания российского зрителя/читателя, воспринимается вне контекста.

Хотя в России уже были показаны некоторые спектакли Кшиштофа Варликовского, Гжегожа Яжины, Майи Клечевской, Арпада Шиллинга, автору книги приходится считаться с тем, что речь часто идет о материале, который читатель не видел. Поэтому повествование строится не вокруг отдельных спектаклей и отдельных драматургов или режиссеров, а на выявлении тенденций и проведении параллелей, в том числе с российским театром. С другой стороны, эти параллели, как можно надеяться, помогут по-новому взглянуть и на некоторые процессы, которые происходили в последнее время в отечественном театре, ввести их в контекст более общих тенденций.

При этом автор не считает себя апологетом всего, что возникло в последние десятилетия и была бы далека от мысли назвать свою книгу «Начало театральной эпохи». Настоящий проект – прежде всего исследовательский, а значит, направлен не просто на выявление и приветствование всего талантливого, что появилось в театрах этих стран, а прежде всего на обнаружение того контекста, действия тех материальных и духовных факторов, в результате которого таланты проявляются так, а не иначе. В частности, проект рожден также и ощущением неудовлетворенности, вызваным тем, что тот формат, в котором сегодня вынуждена существовать отечественная театральная критика, не позволяет подойти к более сложным оценкам, чем определение шансов успеха того или иного зрелища или отдельно взятого артиста.

Нет мероприятий по заданным фильтрам.