Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2009

Соучастники "Золотой маски"

Владимир Спешков | Челябинский рабочий

...В ожидании магнитогорской "Грозы" публика, бившаяся за каждую ступеньку и место у стенки зрительного зала столичного Центра имени Мейерхольда, успевала заметить и оценить присутствие в своих рядах Олега Табакова, Константина Райкина, режиссера Кирилла Серебренникова и множества других, как теперь принято говорить, "медийных лиц". "В следующий раз приедут, Путин с Медведевым придут", - заметил кто-то. Магнитогорская "Гроза" в режиссуре петербуржца Льва Эренбурга, как известно, в прошлом году получила национальную премию "Золотая маска" как лучший драматический спектакль малой формы, объехала после этого половину Европы (и в ближайший год собирается, кажется, объехать всю) и в нынешнем апреле вновь появилась на фестивале уже как участник внеконкурсной программы "Маска плюс", объединившей лауреатов и номинантов прошлых лет, примечательные спектакли из разных государств постсоветского пространства (Казахстан, Эстония, Латвия, Литва, Армения, Узбекистан), а также те российские спектакли прошлого сезона, которые экспертный совет фестиваля по тем или иным причинам в конкурсную программу не включил, но показать столичным театралам все же рекомендовал (среди таких - "Король Лир" екатеринбургского "Коляда-театра" с Николаем Колядой в главной роли и народная эпопея "Черный тополь" из маленького сибирского города Минусинска, которую играли в два вечера).



"Маска плюс" - одна из множества программ "Золотой маски", которая за 15 лет стала чем-то гораздо большим, чем просто фестиваль. Скорее целым культурным институтом, просветительским и продюсерским центром. Который и знаменитые зарубежные постановки в Россию привозит (программа "Легендарные спектакли и имена XX века" в этом году сосредоточилась на балетных легендах), и специальную афишу для иностранных продюсеров и директоров международных фестивалей формирует (программа "Russian Case"), проводит театральный рынок "PRO-Театр", организует гастроли "масочных" спектаклей по всей России и за ее пределами. Быть в орбите этого фестиваля, особенно в его основной конкурсной программе, большая честь и своеобразный знак качества для любого российского театра.



Увы, ни один театр нашей области в конкурсе "Золотой маски-2009" не присутствует, что особенно досадно, если учесть, что в этом году этот конкурс проходит под знаком провинциального театра. Если раньше московские и петербургские спектакли преобладали и количественно, и качественно, то нынче Екатеринбург, Самара, Красноярск, Барнаул, Улан-Удэ, Пермь, Новосибирск и еще несколько городов украшают конкурсную панораму. Конечно, спектакли Льва Додина (шекспировские "Бесплодные усилия любви" в петербургском Малом драматическом театре - изящная шутка гения), Петра Фоменко ("Бесприданница" Островского - редкий ансамбль и страстная Полина Агуреева в роли Ларисы), Сергея Женовача ("Битва жизни" Диккенса - простота, чистота и подлинность) все равно возвышаются сияющими вершинами, но зато в достойном окружении.



Достижения челябинских театральных деятелей приходится выявлять в спектаклях театров других городов (и ворчать насчет отсутствия пророков в своем Отечестве).



"Челябинский рабочий" не раз писал о постановке челябинского художника Виктора Плотникова "Каприччио двойной со сливками" в курганском театре кукол "Гулливер". Неистощимость и виртуозность фантазии художника, которая становится главной движущей силой спектакля, уже оценил екатеринбургский фестиваль "Петрушка Великий" и вручил "Каприччио..." свой Гран-при. В Москве (спектакль Плотникова вошел в афишу "Золотой маски-2009" в номинации "Эксперимент") тоже были аншлаги и серьезный профессиональный успех. В той же "экспериментальной" номинации присутствует проект "LIQUIDация" (режиссеры Ксения Петренко и Алексей Жеребцов), начинавшийся несколько лет назад в Челябинске, а ныне осваивающий, казалось бы, совершенно нетеатральные (фабричные) пространства Москвы, играющий с огнем (в том числе буквальным), расширяющий границы представления о том, каким может быть театр сегодняшнего дня.



На этом участие Челябинска в "Золотой маске-2009" исчерпывается. Маловато для города, который еще недавно считался одним из главных театральных центров России, а ныне превратился в какое-то глухое театральное захолустье. Остается надеяться, что это все же ситуация межвременья, а не безвременья. Спектаклям Виктора Плотникова и Ксении Петренко хочется пожелать успеха, хотя, раз уж они сошлись в одной номинации (не раз выслушивал и разделял недоумение кукольников по поводу того, что экспертный совет "Золотой маски-2009" отлучил создание Плотникова от родной кукольной номинации), чей-то спектакль может получить "Маску", а чей-то нет (или оба не получат, есть и другие номинанты). Жюри назовет имена лауреатов в субботу, 18 апреля.



оригинальный адрес статьи