Театральная компания ЗМ

Пресса

9 апреля 2009

Трехстороннее движение

Мария Сидельникова | КоммерсантЪ

В этой программе одноактных балетов, поставленных тремя хореографами специально для примы Мариинского театра и пятерых ее коллег, наибольший эффект произвел визуальный театр американца Мозеса Пендлтона — знаменитого иллюзиониста, строящего свои спектакли на трюках-обманках. В композиции "Из любви к женщине" он сделал ставку на физическую экспрессивность Дианы Вишневой, обыграв и ее профессию, и способность к преображению. В одной из частей высвеченные ультрафиолетом ноги и руки трех балерин резвились отдельно от тел: порхали в воздухе, превращаясь то в страусов, то в лебедей; словно спички, складывались в цифры и буквы; обрисовывали силуэт балеринки, выделывающей идеальные батманы и фуэте. А простое зеркало превращало лежащую на нем и извивающуюся в эротическом томлении хрупкую госпожу Вишневу в невиданных многоруких и многоногих монстров.


Разгадать номера-обманки Пендлтона оказалось проще, чем интеллектуальный ребус Алексея Ратманского. Его "Лунный Пьеро" поставлен на вовсе не предназначенную для танца музыку вокального цикла Арнольда Шенберга. На мартовской премьере балет показался чересчур туманным и одновременно простодушно-кокетливым. Диана Вишнева и три ее партнера, облаченные в белые балахоны Пьеро, слишком конкретно отсылали к русскому Серебряному веку, подчеркивая клоунскую природу взаимоотношений персонажей. Теперь же освоившиеся в прихотливом хореографическом тексте и переодетые (говорят, по совету Михаила Барышникова) в почти официальную униформу (Диана — в черное платье, мужчины — в черные брюки и белые рубашки) артисты преобразили уже готовый балет. Движения очистились, композиция стала внятной, смысл эпизодов прояснился. Тема Коломбины женщины-девочки, шутя пленяющей и разбивающей мужские сердца, вышла из исторических пределов, заданных цитатами из дореволюционных карнавальных балетов. В итоге "Лунный Пьеро" стал центром программы.


Третий балет — бессюжетные "Повороты любви" афроамериканца Дуайта Родена, поставленный на три пары танцовщиков, точнее всего отражает название проекта. Безудержно-эротичный поток движений, подогреваемых тревожным рокотом барабанов, выставляет напоказ красоту человеческих тел. В частности — тела Дианы Вишневой в неотразимых объятиях самого пластичного и темпераментного чернокожего танцовщика мира — Десмонда Ричардсона.


Впервые эту программу увидели в Москве прошлым мартом, сразу после премьеры в Калифорнии. За этот гастрольный год отсутствовавший в России проект набрал энергии и качества. Зрителям повезло: конкурсный показ не только превзошел премьерный, но и оказался единственным актуальным событием в балетном конкурсе "Золотой маски".



оригинальный адрес статьи