ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

1 декабря 2020

Золотая Маска. Избранные главы в Петербурге

Анна Иванова | Интернет-издание Maskbook

28 ноября завершился показ спектаклей в рамках Фестиваля «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге. Афиша была составлена ещё до объявления результатов этого года, и так сложилось, что каждая из привезенных постановок была отмечена премией в актёрской номинации.  

Камиль Тукаев – Креон в «Антигоне» Михаила Бычкова в Воронежском камерном театре получил награду за «За лучшую мужскую роль второго плана» ещё в 2019 году. Это награждение кажется принципиальным в восприятии всего спектакля: всё в нем подчиняется порядкам этого властителя поневоле. На сцене изображён его мир: гостиная в элитном особняке со множеством семейных фотографий в рамках, плазменным телевизором и дорогой мебелью. В ограниченном потолком мире нет рока, как нет и отрицательного героя – Креон искренен в своем разговоре с Антигоной и в любви к ней; каждому его поступку есть здравое объяснение. Поэтому режиссёр и выбирает текст Жана Ануя – это проза. Проза жизни, где прав остается Креон, где есть только государственная необходимость и где жизнь так притягательна для Антигоны-девочки. Действие происходит в современных Фивах – то есть нигде. Герой Камиля Тукаева вполне мог бы оказаться губернатором где-нибудь в провинции. Его манера речи и поведения выдают его корни – из 90-х. Но и это смутное время было для Креона лишь предлагаемыми обстоятельствами, которыми сейчас являются обязанности царя Фив. После минутного помутнения рассудка в финале такими же обстоятельствами станет и гибель убитой им семьи. Но нужно работать дальше – на пять часов назначен совет. 

Гораздо больше иррационального и даже фатального можно найти в спектакле по, казалось бы, неподходящему для этого материалу – «Детям солнца» Максима Горького в постановке Тимофея Кулябина в театре «Красный факел». Награждённый премией за «Лучшую мужскую роль второго плана» Андрей Черных (Борис) создает сложного героя, внешняя и внутренняя жизнь которого идут почти параллельно. Действие пьесы режиссёр перенёс на новогодние праздники 1999-2000 годов. Герои, все до одного охваченные страстными чувствами, о миллениуме даже не думают. И тем не менее, конец света наступает. 1 января ломаются электронные часы, а с ними – судьбы и жизни Чепурного, Вагина, Мелании, Лизы. Кажется, уцелели только Павел и Елена, но в самый критический момент Протасов уходит от действительности, погружаясь в работу над программой – новый век, виртуальная реальность и энергетик в качестве основной поддержки организма. В финале на четырёх экранах появляются ключевые моменты из жизни героев: детство Павла и Лизы, свадьба, праздник с друзьями и видео теракта, в котором пострадала Лиза. И в воображении выстраивается цепочка ассоциаций – 11 сентября, Беслан, «Норд-Ост» и дальше, дальше всё новые войны, конфликты, теракты, катастрофы… Для тех, кто помнит ту новогоднюю ночь, спектакль Кулябина – про несбывшиеся надежды, для более молодого поколения режиссёр ставит вопрос: что наступило в ноль часов ноль минут – новый век или конец света? 

Абсолютной игрой с материалом и персонажами, торжеством театральности стал «Серёжа» Дмитрия Крымова в МХТ им. А.П. Чехова. Вопреки названию в центре спектакля оказалась актриса Мария Смольникова (Каренина), получившая премию за главную женскую роль. Режиссёр ставит не про отношения Анны и Вронского (он появляется на сцене всего несколько раз и сам по себе далёк от образа героя-любовника), и даже не про Серёжу (его функцию в спектакле вполне может выполнять планшетная кукла), и не про отношения Анны с мужем, хотя они изображены подробнее, чем отношения с Вронским. Каренина, кажется, находится в полубреду, балансируя на грани первой и второй реальности. И главным для режиссёра здесь становится разрушение текста (про него герои постоянно забывают, то обращаясь к ролевой тетради, то общаясь с суфлером, то критикуя Толстого за невыносимое многословие), разрушение традиции (Каренина вспоминает про спектакль МХТ 1937 года). И важнее оказывается задавать вопросы в поисках смысла, чем давать назидательные ответы. В этом и заключается жизнь. 



оригинальный адрес статьи