ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

23 ноября 2020

«Золотая Маска» впервые в Костроме: Фестиваль представил костромичам неожиданную историю Герды из сказок Андерсена

Газета «Северная правда»

Даже в условиях пандемии областная столица не обходится без крупных культурных событий. Одно из главных за последнее время — региональная программа фестиваля «Золотая Маска», которую привезли в Кострому впервые. 13 и 14 ноября на сцене арт-площадки «Станция» костромичам представили спектакль «Комната Герды» (12+) петербургского театра «Особняк». В 2019 году эту постановку режиссера Яны Туминой отметили сразу двумя Национальными театральными премиями «Золотая Маска»: за лучшую работу режиссера и за лучшую женскую роль в исполнении Алисы Олейник.

Герда и ее внутренний хоррор

В основе спектакля «Комната Герды» — сказка Ганса Христиана Андерсена, но создатели пошли дальше и пофантазировали о том, какой могла стать жизнь Герды, когда она состарилась и осталась одна. Алиса Олейник виртуозно играет множество персонажей, меняет маски и обличия, в одно мгновение превращаясь из девочки в старуху. Еще один персонаж этого спектакля — ее комната, волшебное пространство, наполненное секретами и воспоминаниями.

По словам исполнительницы главных ролей, изначально идея была другая. «Замысел был таков, что мне, как актрисе, хотелось сделать моноспектакль — маленький, на столе, чтобы ездить с ним по всей России. Я даже купила машину и сдала на права, чтобы быть такой многофункциональной актрисой самой себе! Обратилась к Яне Туминой с просьбой этот спектакль сотворить», — рассказывает Алиса. Начинали репетировать с двенадцати деревянных кубиков, потом появилась сценография из черного целлофана.

Идея комнаты появилась у режиссера Яны Туминой и художницы Киры Камалидиновой в результате отметания ненужных вещей. Стало понятно, что это не моноспектакль, а комната — живой организм.

У спектакля необычный жанр — лирический хоррор. Создатели признаются, что сказки Андерсена, на их взгляд, страшные и совсем не детские. Хоррор уже заложен внутри них. «Когда комната родилась, когда поставили свет и декорацию, стало понятно, что спектакль будет готический, такой скандинавский, темный. Конечно, мы понимаем, что это не хоррор в том привычном смысле, там нет крови и страшилок. Но внутри каждого человека есть страх смерти, страх потери близкого человека, и это внутренний хоррор», — отмечают они.

Когда режиссера спросили, кто зритель этого спектакля, Яна Тумина ответила: простодушный взрослый и думающий ребенок. «Видимо, моя самоуверенность позволяет считать, что эти качества в какой-то мере приобретаются прямо на спектакле. Дети умнеют, а взрослые становятся наивнее. Когда ставишь спектакль, попадающий в категорию «для семейного просмотра», важно соблюсти грань: чтобы твоя работа была «прочитана» и взрослой, и юной аудиторией; но я соблюдаю эту грань чисто интуитивно — или сознательно не соблюдаю. Важно создать многогранник образов, чтобы спектакль мог быть воспринят с разных сторон, на разных уровнях», — рассказывала режиссер о постановке в интервью журналу «Петербургский театрал».

Фестиваль, который важен

Хотя это и первая региональная программа «Золотой Маски» в Костроме, наши театральные коллективы — Костромской театр кукол и танцевальная компания «Диалог Данс» — становились номинантами и лауреатами Национальной театральной премии, принимали участие в московском фестивале. А постановки Костромского государственного драматического театра имени Островского отмечались экспертами среди наиболее значительных премьер сезона и входили в лонг-лист «Золотой Маски».

За 26 лет «жизни» премия стала не только авторитетной и престижной наградой в области театрального искусства, но и настоящим культурным институтом. Каждый год весной театральный фестиваль «Золотая Маска» представляет в столице наиболее значительные спектакли из городов страны. Также большую часть своего существования национальная премия при поддержке Министерства культуры организует программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии».

Конечно, 2020 год внес в постоянную работу свои коррективы. Региональные программы и гастроли фестиваля были приостановлены и только осенью возобновились. За это время региональные проекты «Золотой Маски» состоялись в Воронеже, Казани, Петрозаводске, Костомукше, Череповце, впервые прошли в городах Амурской области и в нашем регионе.

Алиса ОЛЕЙНИК, актриса:

— Герда — это моя рефлексия на тему старости, потому что я прекрасно понимаю, что в старости мне придется совсем по-другому себя чувствовать. У меня уже не будет сил, не будет возможностей, которые сейчас есть, и, скорее всего, я уйду куда-то глубоко вовнутрь, останусь там на глубине сама с собой. И меня это не то чтобы пугает, но иногда мне становится от этого очень горько и очень интересно. Это так же, как и смерть, это два события в жизни, с которыми ты ждешь встречи. И спектакль дает возможность встретиться с этим на секунду хотя бы.



оригинальный адрес статьи