Театральная компания ЗМ

Пресса

15 сентября 2020

«Приют комедианта» разрушает привычное

Виталий Черников | Информационный портал «Коммуна»

Спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание» впервые можно увидеть за пределами Санкт-Петербурга – в Воронеже, на Платоновском фестивале искусств.

После первого из фестивальных показов занятые в постановке актёры встретились с воронежскими журналистами.

– У нас был очень долгий кастинг с Костей, много обсуждений по поводу актёрского состава, – рассказал на пресс-конференции в Домжуре директор питерского театра «Приют комедианта» Виктор Минков. – Он собрал артистов интеллектуальных. И получилось удивительное сочетание, при том что абсолютно разные школы, разные направления. Состав, который вы видите на сцене, у него нет дубля, и это – абсолютно сознательно. В другом нашем совместном с Богомоловым спектакле, «Лир», из десяти занятых артистов – шесть московских, Но тут он сказал: «Я хочу ставить только на петербургских артистов!»

– В процессе работы Константин Юрьевич разбирал с нами текст романа, – вспоминает исполнитель роли Раскольникова Дмитрий Лысенков. – «Преступление и наказание», как он выразился, - сборная людей с большим достоинством. Находятся те на обочине жизни, но все – с большим достоинством! Отсюда у них много комплексов, которые реализуют через унижение другого. Для нашей страны – значимая тема. Особенно если унижение – коллективное. Я считаю, что опыт переломных 1930-х мы не изжили ещё. До сих пор такая психология проявляется: напасть на одного, но напасть – стаей. Это не имеет напрямую отношения к «Преступлению и наказанию»... Но именно то, что люди, которых мы играем, унижены и оттого хотят унижения другого, чтобы свою значимость чуть-чуть приподнять , – мне кажется, это очень «Достоевский»!

– Есть такое словосочетание – «разрушение привычного», – говорит актёр Александр Новиков, который предстанет в роли Порфирия Петровича. – Того, что вы называете школьным восприятием. Это – важнейшая составляющая, важнейшая функция театра. Особенно когда он берётся за такие произведения первого эшелона. Мы действительно все живём в непонятно как создавшемся облаке наших представлений. Они сформированы в том числе школой. Мы знаем, что Раскольников – такой долговязый человек в шляпе, надвинутой на глаза, он очень худой, его трясёт всё время от испарины, он кого-то убил, потом полюбил проститутку, а потом хитрый следователь вывел его на чистую воду… И всё. Вот то, что вы услышите от любого человека на улице. И вряд ли вам многие скажут, что в романе существует, на мой взгляд, вершина в творчестве Достоевского – образ Свидригайлова. Мы живём в том, что привыкли. Знаем, что Онегин – лишний человек, и никто из вас не скажет, почему он более лишний, чем каждый из нас. Если мы не будем постоянно разрушать собственные привычные представления, то окажемся в довольно примитивном восприятии литературы. Театр всё время должен разрушать – но не для разрушения, а для созидания. Так считают все лучшие режиссёры. Каждый из них – отдельный космос. Их объединяет одно: бесконечное обновление восприятия зрителей. Если мы не найдём чего-то абсолютно парадоксального и не разрушим, например, представление, что «Ревизор» - о взятках, то и не надо за это браться!

Воронежские показы спектакля проходят, напомним, совместно с фестивалем «Золотая Маска». У «Преступления и наказания» – восемь номинаций на Российскую Национальную театральную премию: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Лысенков, Александр Новиков), «Лучшая женская роль второго плана» (Мария Зимина, Марина Игнатова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Валерий Дегтярь).

оригинальный адрес статьи