ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

10 февраля 2020

«Золотая Маска» – 2020: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать

Алла Шедерова | Интернет-издание «The city»

Когда-то, когда деревья были большими, а «Маску» только придумали, конкурс лучших российских спектаклей начинался 27 марта – в Международный день театра и заканчивался в середине апреля. Но потом фестиваль, отпраздновавший в прошлом году свое 25-летие, стал прирастать программами и программочками. В итоге на простой вопрос «Когда начинается фестиваль?» сегодня трудно ответить корректно. Музыкальная часть конкурса стартовала еще в январе. А 27 февраля покажут «Барокко» – первый спектакль из номинации «Драма».

Драма. Большая форма
«Барокко», «Гоголь-центр», Москва
Режиссеры Кирилл Серебренников, Евгений Кулагин

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: пресс-служба

Спектакль с подзаголовком «#играсогнем» придуман еще в то время, когда режиссер Кирилл Серебренников был под домашним арестом. Он написал текст, нарисовал декорации и костюмы и прислал в театр подробные инструкции. Артисты воплотили их под руководством режиссера Евгения Кулагина и хореографа Ивана Естегнеева. По жанру это опера-мистерия, каждая часть которой кончается огнем: студент Ян Палах совершает самосожжение, протестуя против советских танков в Праге, его историю разыгрывают на сцене. С экрана ему вторит ставший живым факелом герой «Ностальгии» Тарковского. Эстетский, музыкальный, причудливый (это, кстати, одно из значений слова «барокко») спектакль, в котором примкнувший к труппе «Гоголя» Один Байрон отвечает за элегантность и высокий стиль, пермская солистка Надежда Павлова – за мощнейший вокал, а Никита Кукушкин – за фокусы. Их, кстати, много: современная трагедия так и норовит обернуться фарсом.

«Гоголь-центр», 27 и 28 февраля

«Дракон», Омский драматический театр, Омск
Режиссер Марат Гацалов

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: пресс-служба

Еще одно знакомое режиссерское имя в афише. Лауреат нескольких «Масок» и спец по современной драматургии ставит сказку Евгения Шварца. Название произведения отсылает к восточной притче, где победитель дракона сам становится драконом. Гацалов, всегда работающий с лучшими театральными художниками, на этот раз позвал в союзники Веру Макаренко – и с ее помощью создал темное Берендеево царство, которое композитор Сергей Невский наполнил текучими, таинственными звуками. Дракон похож на современного гопника, а его свита поет народные песни. По описаниям выходит, что Гацалов нашел универсальную среду, в которой можно ставить все наши исконные сюжеты (начиная от пушкинского «Бориса Годунова»): здесь никто не кричит, одни драконы сменяют других, неугодные исчезают, но громких звуков и яркого света больше не существует. Если этого недостаточно, чтобы немедленно купить билет, то имейте в виду: в омской драме традиционно сильная труппа, одна из лучших в России.

Дворец культуры РУТ (МИИТ), 6 апреля

«Иранская конференция», Театр наций, Москва
Режиссер Виктор Рыжаков

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: Ира Полярная

Спектакль для тех, кто ходит в театр за словом. «Иранская конференция» – хорошая возможность услышать текст Ивана Вырыпаева. Услышать во всех смыслах. Противостояние Востока и Запада, вера и атеизм, толерантность и нетерпимость – на самом деле разговор вырыпаевских персонажей тоньше и поэтичнее, чем темы, к которым его можно свести. Новый худрук театра «Современник», режиссер Виктор Рыжаков сумел собрать на одной сцене целое созвездие артистов разных поколений – от Ксении Раппопорт, Евгения Миронова и Игоря Гордина до Вениамина Смехова. Все они из тех, про кого раньше говорили: «Это не просто актер, это личность».

Театр наций, 16 и 30 апреля

«Сережа», МХТ имени А. П. Чехова, Москва
Режиссер Дмитрий Крымов

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: Екатерина Цветкова

А вот в «Сереже» слова – ширмы, за которыми прячут чувства. Крымов ставит «Анну Каренину» Толстого, назвав спектакль именем сына Анны, которого она любила и потеряла, захваченная вихрем страсти. Анну, нелепую девочку, у которой все валится из рук, все ускользает из-под ног, играет Мария Смольникова, Каренина – Анатолий Белый, а их сына Сережу – большая пластмассовая кукла. Живым мальчиком Сережа становится только в одной сцене, и то лишь для того, чтобы навсегда уйти от матери. И тут вдруг Анна из толстовской героини превращается в персонажа «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана – в мать, ищущую могилу пропавшего на фронте сына. Если вы любите театр Крымова, вам сюда. Если слышите о нем впервые, «Сережа» – хороший повод с ним познакомиться.

МХТ имени А. П. Чехова, 18 и 31 марта, 6 и 12 апреля

Драма. Малая форма.
«Преступление и наказание», театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
Режиссер Константин Богомолов

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: Стас Левшин

Богомолов опять ставит Достоевского, причем на этот раз очень близко к тексту. Замыленный школьной программой сюжет про молодого убийцу-интеллектуала, заеденного муками совести, превращается в детектив – как, собственно, и задумывал Достоевский. Никаких штампов, в том числе никаких привычных богомоловских приколов. Ну или почти никаких. Разве что в фонограмме звучит голос Алисы Фрейндлих, поющий «Моей душе покоя нет» – под него персонажи Достоевского задаются главными вопросами бытия, а лучшие питерские артисты (и прежде всего Дмитрий Лысенков – Родион Раскольников) показывают такой класс актерского существования, что кажется: выше некуда. И если вы до сих пор считаете Богомолова хулиганом и «осквернителем традиций», после этого спектакля ваша позиция будет не такой однозначной.

«Электротеатр Станиславский», 5 и 6 апреля

«Дети солнца», театр «Красный факел», Новосибирск
Режиссер Тимофей Кулябин

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: пресс-служба

Кулябин оставил героев Горького теми, кем они и были в пьесе – чеховскими интеллигентами, но сделал их эмигрантами и переселил в Калифорнию, в Силиконовую долину, в канун 2000-го. Здесь айтишник Павел Протасов произносит монологи Стива Джобса, а его сестра Лиза сходит с ума, вспоминая, как была свидетелем теракта в московском метро. Актеры – собственно, это те же актеры, что запомнились многим после кулябинских «Трех сестер», – существуют скупо и реалистично, как на крупном плане в кино. В финале чувствуется привкус не театральной, а реальной горечи. И не за них, а за нас. Речь ведь не о столкновении интеллигенции с дремучим народом, а о том, что интеллигенция эта улетела от нас навсегда.

Театр наций, 2 и 3 апреля

«Аустерлиц», БДТ имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Режиссер Евгения Сафонова

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: Стас Левшин

Относительно новое для Москвы имя, на которое стоит обратить внимание. В конкурсе «Маски» Сафонова участвует впервые, но в Питере уже получила самые престижные премии: «Золотой софит» и «Прорыв». «Аустерлиц» – первая в России постановка романа Винфрида Георга Зебальда, мощнейшего писателя, чьи тексты до последнего времени не переводили на русский. В пустом стерильном пространстве, придуманном самой Сафоновой, английский ученый по имени Жак Аустерлиц, выросший в приемной семье, пытается восстановить свою родословную. Тропинка приводит в один из концлагерей, а оттуда – в довоенную Прагу. Эта история, как всегда у Зебальда, не только про нацизм, холокост и прочие неизлечимо больные точки. Она про свойства человеческой памяти, позволяющей нам проживать много жизней одновременно. В роли Аустерлица – актер, которого надо запомнить, – Василий Реутов.

«Гоголь-центр», 1 апреля

«Исследование ужаса», проект «Квартира», Санкт-Петербург
Режиссер Борис Павлович

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: Владимир Аверин

Жанр своего спектакля Павлович определяет как «косплей» – ролевая игра, в которой человек надевает на себя образ и существует в нем в повседневной жизни. Актеры, вернее, в основном актрисы, «надевают на себя» образы обэриутов: Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, Друскина, Михайлова и Липавского — и разыгрывают застольные беседы, которые те вели в голодные и тяжелые для них 1930-е. Разговоры вполне реальные – их когда-то записал по памяти поэт и философ Леонид Липавский, его же формулировка и дала название постановке. В пространстве старой питерской квартиры, где создавался спектакль, окружавшие актеров и зрителей вещи тоже были реальными. Теперь «Квартира» закрылась, и в Питере ужас исследуют в редакции «Петербургского театрального журнала». В Москве проект приютит редакция журнала «Новый мир» на Страстном.

Фонд «Новый мир», 14 и 15 марта

«28 дней», «Театр.doc», Москва
Режиссер Юрий Муравицкий

«Золотая маска – 2020»: 9 спектаклей в номинации «Драма», которые не стоит пропускать
Фото: пресс-служба

Самая радикальная трагедия нашего времени, с медицинской честностью описывающая все, что происходит с женским организмом с первого по 28-й день цикла, к финалу дорастает до онтологической трагедии. Почему женщине всегда надо быть легкой, веселой и воздушной: даже когда из тебя хлещет кровь (о чем нельзя говорить ни при каких обстоятельствах), когда тебя домогается начальник, а бойфренд настроен жить на твою зарплату? Такими вопросами задалась драматург Ольга Шиляева. В спектакле Муравицкого есть героиня в костюме Белоснежки, девять девушек в черном и один парень – тот самый туповатый бойфренд. Выходит умно, смешно, задиристо и крайне актуально. Во-первых, потому, что природу мы еще не победили, а во-вторых, со всеми этими сексистскими «молчи, это у тебя ПМС» все-таки надо что-то делать.

оригинальный адрес статьи