Театральная компания ЗМ

Пресса

7 февраля 2020

Что смотреть на «Золотой Маске»

Ольга Федянина | Коммерсантъ Weekend

Программа «Золотой маски» в этом году настолько обширна, что первые показы начались уже в январе. В программе конкурса, отобранной двумя экспертными советами, более полусотни спектаклей, кроме того, есть и несколько самостоятельных программ вне конкурса. Из тенденций этого года стоит отметить явное увеличение доли современного танца в музыкальной программе и столь же явное появление в основных номинациях постановок, которые еще год назад эксперты сочли бы «неформатом». Как к этому отнесется жюри, станет известно 15 апреля на церемонии награждения. А пока Weekend выбрал из афиши «Золотой маски» 20 названий, которые не стоит пропускать

Спектакль
Барокко
Режиссер Кирилл Серебренников
«Гоголь-центр», Москва

Спектакль о красоте бунта и о бунте против красоты — Серебренников соединяет эпизоды из истории всемирного протестного движения 1960-х с барочными ариями, доказывая и показывая, что протест и музыка, политика и искусство живут одним и тем же огнем, одной и той же страстью. Историю о свободе искусства режиссер поставил еще в условиях домашнего ареста, то есть будучи практически одним из персонажей своего собственного спектакля.

«Гоголь-центр», 27, 28 февраля, 20.00

Опера
Три сестры
Режиссер Кристофер Олден
«Урал Опера Балет», Екатеринбург

Российская премьера оперы венгерского композитора Петера Этвёша в Екатеринбурге — едва ли не главное событие прошлого музыкального сезона. Написанных в 1997 году «Трех сестер» иногда называют последней великой оперой ХХ века, за прошедшие 23 года ее поставили более 20 раз — рекорд для современной академической музыки. Концептуальная опера не следует за действием чеховской пьесы, а показывает ее последовательно глазами трех героев — Андрея, Ирины и Маши. Режиссер-постановщик Кристофер Олден поместил три этих ракурса в три разные эпохи — начало ХХ века, 1960-е и наши дни.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 3 марта, 19.00

Опера
Путешествие в Реймс
Режиссер Дамиано Микьелетто
Большой театр, Москва

Опера Россини, написанная по вполне официозному придворному поводу — коронация Карла Х,— нежданно-негаданно приобрела чрезвычайную актуальность, совершенно не предусмотренную оригиналом. Аристократы из нескольких европейских стран встречаются в отеле «Золотая лилия» по дороге на коронацию, запутываются в своих нелепых взаимоотношениях, до церемонии так и не доезжают, но все равно славят гимнами нового монарха. Простодушно и верноподданнически задуманная история в современном геополитическом контексте почти автоматически превращается в сатирическую двусмысленность, а режиссер Дамиано Микьелетто и маэстро Туган Сохиев это обстоятельство очень остроумно обыгрывают.

Большой театр, 3, 4 марта, 19.00

Спектакль
Исследование ужаса
Режиссер Борис Павлович
Фонд Alma Mater, проект «Квартира», Санкт-Петербург

Название спектакля взято из трактата писателя-обэриута Леонида Липавского, а прототипы персонажей – Хармс, Введенский, Олейников, Заболоцкий и другие — из его же книги «Разговоры». Питерские обэриуты в сегодняшней своей инкарнации расселяются в большой коммунальной квартире и ведут там эксцентричные разговоры о жизни и искусстве — зритель может стать участником этих разговоров, а может просто гулять по квартире, изучая ее устройство как своего рода обитаемую инсталляцию. Постановка Павловича — наглядное свидетельство того, как быстро и легко меняется представление о границах нормы в театре: еще года два назад она могла бы попасть только в «неформатную» номинацию «Эксперимент», а сегодня уже никого не удивляет во вполне традиционной категории «спектакль малой формы».

Фонд «Новый мир», 14, 15 марта, 19.00

Спектакль
Иранская конференция
Режиссер Виктор Рыжаков
Театр наций, Москва

Драматург Иван Вырыпаев написал пьесу о том, как люди пытаются решать мировые проблемы, будучи не в состоянии решить ни одной проблемы личной. До собственно Ирана в этом спектакле дело так и не дойдет — каждый герой так и останется в кругу собственных забот и страхов. Двенадцать монологов, двенадцать замечательных актеров, в том числе Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Вениамин Смехов, Игорь Гордин, Ксения Раппопорт.

Театр наций, 16, 30 марта, 19.00

Спектакль
Ревизор
Режиссер Петр Шерешевский
Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков

То самое «осовременивание» классики, на которое почему-то до сих пор обижаются некоторые театралы. Но что поделаешь, если типажи Гоголя до сих пор ни на йоту не устарели. В версии Петра Шерешевского уездный город и его «лучшие люди» живут абсолютно узнаваемыми, сегодняшними проблемами и страстями — главный в этом очень красивом и очень злом спектакле не Хлестаков, а Городничий, бывший хороший деловой человек, превратившийся в отца города и готовый заплатить за власть любую цену. Текст Гоголя при этом остался в неприкосновенности, возможно, это утешит любителей театра «как у автора».

МТЮЗ, 25 марта, 19.00



Оперный вербатим
ГЭС-2 Опера
Режиссер Всеволод Лисовский
Фонд V-A-C, Москва

В постиндустриальную эпоху искусство обживает индустриальные пространства и заодно создает новые форматы — то, что у нас пока еще считается экспериментом, на Западе давно уже тренд. Режиссер Всеволод Лисовский, композитор Дмитрий Власик и поэт Андрей Родионов «освоили» выведенную из эксплуатации московскую электростанцию на Болотной набережной, превратив ее в лабораторию оперного вербатима и отправив зрителей в путешествие по музею-храму-мавзолею советской индустриализации. В основе этого вербатима — реальные монологи бригадира энергетиков Ильи Власова, который работал на ГЭС-2 до самого ее закрытия.

Лабораторный корпус НИУ МЭИ, 28, 29 марта, 19.00

Современный танец
Камни со дна реки
Режиссер и хореограф Анна Озерская
Танцевальная компания «Воздух», Краснодар

В афише «Маски» этого года наконец-то стало заметно то, чего давно ожидали: современного танца становится больше и он становится интереснее. Взаимоотношения с человеческим телом, с телесностью как таковой для сегодняшнего театра — главная тема. В постановке Анны Озерской встречаются тела и камни, а драматургия ее рождается из того, как одушевленная и неодушевленная материи соревнуются в пластичности и выразительности.

Центр им. Вс. Мейерхольда, 31 марта, 20.00

Балет
Баядерка
Балетмейстер-постановщик Алексей Мирошниченко
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Историческая реконструкция — это сегодня в театре один из способов быть актуальным. Проблема в том, что способ этот едва ли не самый трудоемкий: настоящее качественное путешествие во времени требует огромных архивно-академических раскопок, анализа, постановочной тщательности. Алексей Мирошниченко такое путешествие проделал, создавая свою редакцию шедевра Мариуса Петипа. В основе его редакции в результате оказалась версия 1941 года, созданная Владимиром Пономаревым и Вахтангом Чабукиани, а в истории любви и ревности зазвучали неожиданно современные мотивы гендерных войн.

Большой театр, 1 апреля, 19.00

Спектакль
Аустерлиц
Режиссер Евгения Сафонова
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Аустерлиц в данном случае — это не географическое название, а фамилия. Евгения Сафонова первой в России создала сценическую версию одноименного романа Винфрида Георга Зебальда. Жак Аустерлиц, человек, понявший, что всю жизнь прожил с фальшивой биографией, отправляется в путешествие по Европе — в поисках биографии настоящей. В спектакле текст романа отдан четырем актерам, а их игра дополнена архивными материалами, документами, фотографиями — получается своего рода вербатим наоборот: не документальная речь становится произведением искусства, а художественный текст приобретает документальный характер.

«Гоголь-центр», 1 апреля, 20.00

Современный танец
Лилит
Режиссер и хореограф Анна Щеклеина
Танцевальный проект «Солянка», Киров

Моноспектакль танцовщицы Полины Глухих посвящен первой женщине на земле — ну и тем самым, разумеется, женщине как таковой. Хореограф-постановщик Анна Щеклеина призывает рассматривать постановку не как «феминистский манифест», а как исследование женской природы, но сегодня первое неразрывно связано со вторым. Кстати, нельзя не обратить внимания на то, что в современном танце очень последовательно развиваются темы физической свободы и отказа от обязательных стереотипов мужского-женского — а среди успешных хореографов современного танца очень много хореографов-женщин.

Центр им. Вс. Мейерхольда, 2 апреля, 20.00

Спектакль
Дети солнца
Режиссер Тимофей Кулябин
Театр «Красный факел», Новосибирск

Камерная версия многолюдной пьесы Горького с современным вариантом наступления новой эры — не социальная, а технологическая революция стоит на пороге дома Протасовых, вернее, на пороге университетского общежития в американском кампусе. Никаких бунтующих народных масс — просто время «выходит из берегов» в канун миллениума. Одна эпоха устала и уходит, другая наступает, а герои так стремятся в будущее, что не успевают заметить, как разрушаются их судьбы. Тимофей Кулябин, кстати, в этом году попал в обе главные режиссерские номинации — драматическую и оперную: в музыкальном конкурсе участвует его «Русалка», поставленная в Большом театре.

Театр наций, 2, 3 апреля, 20.00

Перформанс
Пожалуйста, дальше (Гамлет)
Режиссер Ян Дейвендак
Компания Яна Дейвендака Dreams Come True, Женева, фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург

Шекспировский «Гамлет» превратится в судебный процесс — с настоящими юристами, присяжными, свидетелями обвинения и защиты. Гамлет перед российским судом — что ему можно вменить? Убийство Полония, доведение до самоубийства Офелии, что-то еще? Есть смягчающие, есть отягощающие обстоятельства. На каждом показе приговор может выглядеть иначе. В Европе этот перформанс разыгрывается в настоящих залах суда, у нас, к сожалению, правосудие пока к театру относится не так снисходительно, поэтому придется удовлетвориться кинопавильоном.

Киностудия «Амедиа», павильон 4, 4, 5 апреля, 14.00

Опера
Влюбленный дьявол
Режиссер Александр Титель
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Уникальный случай: на «Золотую маску» номинирована партитура тридцатилетней давности. Единственную оперу композитора Александра Вустина, законченную в 1989 году, до сих пор ни разу не ставили: мировая премьера состоялась лишь в прошлом сезоне благодаря усилиям дирижера Владимира Юровского и режиссера Александра Тителя. В основе сюжета этого очень таинственного и очень красочного действа — мистическая повесть, написанная в XVIII веке Жаком Казотом и посвященная человеку, который заводит роман с силами ада и, разумеется, становится их жертвой.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 5 апреля, 19.00

Спектакль
Преступление и наказание
Режиссер Константин Богомолов
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург

Один из самых заметных спектаклей прошлого сезона: Богомолов почти по-брехтовски остраняет Достоевского, лишая его персонажей стереотипного надрыва и, кажется, мук совести заодно. Казалось бы, должен был получиться чисто интеллектуальный диспут, но на самом деле это очень «актерский» спектакль с замечательными работами Дмитрия Лысенкова, Марины Игнатовой, Ильи Деля и других.

Электротеатр «Станиславский», 5, 6 апреля, 19.00

Опера
52
Режиссер Александр Маноцков
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Известный композитор Александр Маноцков в данном случае выступает и автором партитуры, и автором инсценировки (в прошлом сезоне очень успешно такое двуединство опробовал композитор Владимир Раннев с постановкой «Проза»). Основой либретто для Маноцкова стали «карточные» тексты поэта Льва Рубинштейна — собственно, число 52 в названии и обозначает число карточек. А сюжетом, как и всегда у Рубинштейна, становится своего рода «музыка жизни», разноголосица повседневности, которую Маноцков превращает в оперную полифонию.

Театр наций, Малая сцена, 5 апреля, 20.00, 6 апреля, 13.00

Современный танец
Brahms party
Хореограф Антон Пимонов
«Урал Опера Балет», Екатеринбург

Одноактный неоклассический балет Антона Пимонова поставлен на «Песни любви» Иоганнеса Брамса и демонстрирует одновременно и виртуозное владение классической танцевальной лексикой, и так необходимую современному театру легкость и иронию в обращении с этой лексикой. Получается действительно party со множеством остроумно придуманных хореографических «завитушек». Вечеринка, кстати, очень короткая, всего 25 минут (спектакль идет в один вечер с еще одним одноактным балетом «Вальпургиева ночь»).

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 6 апреля, 19.00

Спектакль
Дракон
Режиссер Марат Гацалов
Театр драмы, Омск

Марат Гацалов поставил пьесу Евгения Шварца, которая прямо-таки сама собою откликается, кажется, на злобу любого дня. Злоба дня в спектакле имеется, и вполне узнаваемая, но едва ли не важнее то, что Гацалов здесь искал — и нашел — конкретное театральное воплощение атмосферы страха, несвободы и цинизма. Для этого ему пришлось, правда, оставить сцену пустой и темной, но напряженности драматического действия это, как ни странно, совершенно не помеха.

Дворец культуры РУТ (МИИТ), 6 апреля, 19.00

Балет
Приказ короля
Хореограф Вячеслав Самодуров
«Урал Опера Балет», Екатеринбург

Работа худрука уральского балета замечательна тем, что это прямо-таки парад удачно реализованных амбиций: хореограф задался вопросом, можно ли сегодня сделать «с нуля» большую балетную феерию по образцу феерий XIX века и остаться при этом современным театром,— и преуспел. Специально для проекта музыку написал Анатолий Королев, сюжет разворачивается во времена «короля-солнце» и одет в узнаваемые костюмы Анастасии Нефедовой, а хореография Самодурова, как обычно, по-старому виртуозна и по-новому затейлива и иронична.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 7 апреля, 19.00

Спектакль
Пермские боги
Режиссер Дмитрий Волкострелов
«Театр-театр», Пермь

Спектакль, созданный пермским «Театром-театром» в сотрудничестве со знаменитой городской художественной галереей, чем-то напоминает визионерские эксперименты Хайнера Гёббельса, который отказался делать актера и вообще человека центром своей театральной вселенной. Театр Волкострелова тоже принципиально неантропоцентричен: свет, звуки, предметы, ритм в его спектаклях важнее ролей или характеров. В данном случае в центре спектакля оказываются языческие божества и культы, которые из экспонатов художественной галереи превращаются в театральные объекты.

Театр им. Вл. Маяковского, сцена на Сретенке, 13, 14 апреля, 19.00


оригинальный адрес статьи