Театральная компания ЗМ

Пресса

7 июня 2019

«Стресс и "кактус"». Гастроли «Золотой Маски» в Омске

Кристина Матвиенко | Интернет-издание «Сноб»

Гастроли «Золотой Маски» — это продолжение и развитие основной программы фестиваля. Для каждого города составляется своя программа — с учетом местной специфики и технических особенностей площадок. И если в Южно-Сахалинске показали программу классического толка, то в Омске она оказалась более разноформатной: здесь были и классика, и современная пьеса, и эксперимент.

Зрителям Омска, привычным к хорошему театру (Омская драма всегда была на высоте), показали постановку Театра наций «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Режиссер Максим Диденко, мастер переплавлять драматическое в танцевальное, родом из Омска, и его тут ждали особенно. Эстетика и чистота исполнения, звуковая подача и спрессованный Достоевский — все это произвело мощное впечатление на зрителя. Главный режиссер Омской драмы Георгий Цхвирава считает, что «Идиот» «очень хорошо прошел». Однако отзывы были разные: новации, которые в этой программе представлял Диденко, непросто даются залу, но без них невозможно представить себе сегодняшний театр.

Следующими в программе были «Записки юного врача» — моноспектакль по булгаковским рассказам Максима Блинова, ученика петербургского педагога и режиссера Григория Козлова. Постановку свозили и в город Тара, за 300 километров от Омска. «Люди, о которых рассказывает герой Максима Блинова, — частичка его самого, он как бы вспоминает о них и о себе. И из простого все перерастает в сложное», — так описала спектакль омская журналистка Елена Петрова.

Показ «Старого дома» Владимира Панкова (Центр драматургии и режиссуры) пришелся на 9 мая и совпал с днем рождения Булата Окуджавы, чьи песни звучат в спектакле, рассказывающем историю нескольких семей, живущих в коммуналке 1960-х. ЦДР впервые за долгое время попал в пул «масочных» региональных проектов — и «выстрелил»: и за счет вызывающего ностальгию материала (пьеса Алексея Казанцева написана в начале 1970-х), и за счет самой формы, с которой работает Панков, придумавший жанр «саундрама». «На омском показе сыграли свою роль факторы, которые не были учтены, когда спектакль ставился, — говорит директор ЦДР Анна Волк. — 9 Мая и 90 лет Окуджаве. И когда Панков сказал об этом уже на поклонах, мы все почувствовали, как много это обстоятельство значило».

Закрывал омские гастроли трехчасовой блокбастер Театра им. Маяковского «Изгнание», который режиссер Миндаугас Карбаускис поставил по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Текст о трудностях эмиграции был написан по результатам документального исследования, которое драматург Ивашкявичюс, «звезда» литовской сцены, провел в Лондоне в начале 2000-х годов. Проблема адаптации в чужой среде сегодня близка и понятна многим, и жители Омска исключения не составляют. «Изгнание» — единственный в нынешней программе спектакль по современной пьесе. «Актеры, участвующие в постановке, существуют на той же высокой скорости, что и в крутых сериалах. И у меня нет внутренних резервов поспевать за ними. Это, наконец, тот случай, когда театр может быть очень быстрым», — поделилась впечатлениями от спектакля драматург Светлана Баженова, один из создателей омского Центра современной драматургии.

После «Изгнания» состоялась дискуссия. Режиссер, актеры и зрители говорили прежде всего о проблематике пьесы и спектакля. Эксперты же — о результате творческого тандема Карбаускиса и Ивашкявичюса: «Я видела и “Канта”, и “Русский роман”, ждала “Изгнания” — и убедилась: слияние их талантов приносит невероятные плоды», — сказала завлит Омской драмы Светлана Вегелей.

Гастроли «Золотой Маски» проходят на сцене Омской драмы с 2005-го, раз в два года, поочередно с международным фестивалем «Академия». И это хороший стимул для актеров, считает главный режиссер театра Георгий Цхвирава: «Во-первых, это знакомство с тем, что происходит в театральном процессе сегодня. А во-вторых, для городского театра это немножко стресс и “кактус”, потому что завтра начинаются наши спектакли, и мы оказываемся в сравнении с гастролерами, — а это всегда хорошо». «Мы не заболочены и ездим чуть ли не каждый год на “Маску”, а в прошлом году были на больших гастролях в Москве, но тем не менее есть беспокойство, что мы обособлены и варимся в собственном соку. При этом мы стараемся не захлебываться сразу от одних имен, а все-таки вникнуть в работу режиссеров и артистов», — продолжает мысль режиссера Светлана Вегелей.

Омская драма традиционно считается одним из сильнейших российских театров. В этом году «Золотую Маску» получила актриса театра Валерия Прокоп за роль второго плана в спектакле «Время секонд хэнд». Актер того же театра Михаил Окунев — четырежды номинант и лауреат премии (1997 год). «Считается, что театр живет семь лет, а потом либо распад, либо яма, — говорит Окунев. — В Омской драме я не помню такого провала. Здесь всегда была работа, связанная с поиском и с очень разными режиссерами, уровень которых высок. В этом смысле наши зрители знают, за чем идут — за сложными впечатлениями».

Воспитанная на хорошем театре, омская публика была отзывчива, но и строга. И именно поэтому от московских и питерских театров она ждет и серьезного разговора, и высокого уровня качества. «В Москве театр — это рынок, который заставляет тебя бороться за зрителя. В Европе зритель дает тебе шанс: если не понял, постарается понять и принять, — говорит Владимир Панков. — Русский человек если не понял — второго шанса не даст. И это надо учитывать. Зритель хочет быть твоим собеседником. Так помоги ему».

оригинальный адрес статьи