Театральная компания ЗМ

Пресса

4 мая 2019

Голоса эпохи перемен в спектакле «Время секонд хэнд»

Юлия Миленина | «Аргументы и Факты»

В Омской драме продолжается фестиваль «Золотая маска». 3 мая прошел показ спектакля Дмитрия Егорова по прозе Светланы Алексиевич.

В этом году спектакль Дмитрия Егорова «Время секонд хэнд» был номинирован на престижную театральную премию «Золотая маска». Во время награждения на сцене Большого театра омская труппа с особым трепетом ожидала оглашения результатов. И когда ведущая произнесла имя актрисы Валерии Прокоп, стало ясно, что «Золотая маска» возвращается в Омск после долгого 13-летнего перерыва. Народная артистка России получила премию в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Все это позволило организовать масштабный театральный фестиваль на площадке Омской драмы.

«Время секонд хэнд» - это сборник историй людей, которые пережили распад Советского союза. Для многих этот период оказался трагичным, ведь вектор развития общества изменился, а человек остался один на один со своими проблемами. И в своем спектакле Дмитрий Егоров с помощью длинных монологов героев попытался ответить на ряд важных вопросов: кто такой советский человек, в чем его противоречия и что с ним происходило, когда зарождалась современная Россия?

Спектакль «Время секонд хэнд» представляет собой череду монологов-свидетельств. Для тех, кто привык к постоянному движению на сцене, бесконечной смене декораций и непрерывному взаимодействию актеров, режиссерская интерпретация книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич может показаться скучной. Однако если проникнуться содержанием монологов, вникнуть в те сложности, которые испытали люди, расставаясь с привычным укладом жизни, то все происходящее на сцене сразу же встанет на свои места.

У всех героев спектакля свои убеждения, своя история и жизненный путь. Однако зрителю постепенно начинает казаться, что каждый советский человек по-своему прав. Невольно начинаешь принимать позицию героини Ирины Герасимовой, которая была влюблена в советский быт и не желала от него отказываться, и одновременно с этим с пониманием относиться к мнению персонажа Татьяны Филоненко, стремящегося создать новую Россию. Но особенно ярко противоречия советского человека прослеживаются на примере героини Валерии Прокоп, которая с огромной грустью вспоминает свое гулаговское детство, однако все еще питает большую любовь к Советскому союзу. Она была предана своему идеологическому выбору. И когда режим начал рушиться, это глубоко потрясло женщину.

В спектакле Дмитрия Егорова чувствуется многослойность всего происходящего на сцене. На первый план, конечно, выходят герои со своими историями. В это же время зритель наблюдает за работой аниматоров, которые создают интересные локации, напоминающие о советском времени: интерьеры комнат, движущиеся трамваи, идущие в бой солдаты. И, наконец, в конечном итоге все это объединяется в воссозданную режиссером реальность, в которую зритель всеми силами пытается погрузиться. Однако полное погружение в мир героев все-таки невозможно. Все персонажи будто бы держатся на исторической дистанции, что помогает не только проникнуться их проблемами, но и спокойно осмыслить их.

В конце спектакля приходишь к простой мысли: люди, которые выросли в советское время, никогда не смогут принять новую действительность. Они не готовы к свободе, рациональности, полной ответственности за свою жизнь. Именно поэтому для многих из них новая реальность становится символом несовершенства и падения нравов.

оригинальный адрес статьи