Театральная компания ЗМ

Пресса

11 июня 2018

Воронежцы остались в восторге от пятичасового «Макбета»

Татьяна Подъяблонская | Газета «Комсомольская правда» (Воронеж)

Непонятно, но здорово. Так многие зрители охарактеризовали постановку Юрия Бутусова «Макбет. Кино», которую привез в Воронеж на Платоновфест Театр имени Ленсовета. Некоторые опасались, что смотреть пятичасовой спектакль будет испытанием. На самом деле постановка затягивает, и до финала ушло совсем мало зрителей.

Не многим удается поставить всем известную историю, которая идет на всех сценах мира, не скатившись во вторичность. Свой спектакль Юрий Бутусов решил не в стандартной хронологии, а в виде сна. В наших сновидениях у близких людей могут быть чужие лица, но мы, проснувшись, понимаем, что это именно они, или события могут идти в обратном порядке, но на выходе мы не теряем смысл. Так и в сновидениях Бутусова - мужчины меняют лица, сцены идут вперемежку, растягиваются и повторяются, но по Леди понимаешь, кто тут центр постановки. Лаура Пицхелаури в этой роли прекрасна. «Макбет. Кино» претендовал на «Золотую маску»-2014 в четырех номинациях и получил спецпремию жюри «За поиск уникального сценического языка».

- В процессе работы должно быть трудно. Если трудность в себе не ощущаешь, значит, делаешь неправильно. Любой спектакль всегда связан с преодолением проблем, изживанием черных пятен, - рассказал Юрий Бутусов. - И в то же время было легко. Когда интересно, всегда легко. Пот уходит в сторону, когда есть глубокий интерес. Этот спектакль о некой внутренней иллюзии. В современном мире мы уже путаем реальную жизнь с кино, не понимаем, где находимся - все обезличено интернетом, кругом камеры, и мы начинаем быть кем-то, играем роль. Сложный трагичный путь. Главное - найти путь к себе. Понять что что-то не так...

У бутусовского «Макбета» драматичная эстетика. Ч/Б и кроваво-красный: кровавые маски, испачканные одежды, наконец, апофеоз - красные пуанты Леди Макбет как эффектная точка. Погружение в безумие как расплата за убийство. От сцене к сцене все интенсивнее. Музыка Альбинони, Монтеверди, Скарлатти, Led Zeppelin, The Beatles, «Кино», Бьорк, Nirvana, Брайн Ино, Майкл Джексон и агрессивные танцы в качестве перебивок между сценами. Дождь из старых покрышек. Зазеркалье, в которое попадает в своем психозе Леди Макбет. Спектакль очень кинематографичен. И очень нынешний. И не только потому, что герои ходят в современных костюмах, снимают на камеру и танцуют под магнитофон.

В спектакле вообще оригинальный антураж. Как сказал Юрий Бутусов, все собрано из подручных средств («не лишать» себя жизни в поиске декораций»). Гору трюмо от гримерных столиков нашли пылящимися на складе. Покрышки, старые двери, строительные козлы, все это - «обитатели» помоек, на которые не нужны миллионы. Костюмы - из подбора. В очередной раз убеждаешься, что в искусстве, как это не банально звучит, главное - талант. Настоящий талант из ничего сделает шедевр. И никакие деньги не испекут «безе», если искра божья отсутствует.

- Главная задача в том, чтобы зритель забыл, что он пришел в театр, нужно, чтобы он соединился с нами. Тогда возникает со-бытие, событие сегодняшнего вечера. Театр - он о том, что сегодня происходит. Нужно найти момент, который разорвет четвертую стену. Когда оказываешься внутри спектакля. Становишься частью постановки, - говорит Юрий Бутусов. - Что нужно сделать, придя в театр? Предположить, что спектакль сделали не самые бездарные на свете люди и пойти за ними. Должно быть желание воспринять. Не проанализировать и придумывать ерунду...



оригинальный адрес статьи