Театральная компания ЗМ

Пресса

1 ноября 2017

«Леди Макбет» открыла фестиваль

Марина Белая | Интернет-портал «Медиа центр»

Елизавету Боярскую, играющую главную роль в спектакле «Леди Макбет нашего уезда», поразили череповецкий зритель и дороги в области, а у Валерия Баринова на память о Череповце остались ботинки. Фестиваль «Золотая маска» открылся в выходные.

Две школы на одной сцене

Едва была озвучена программа театрального фестиваля, как стало понятно: билеты на первый спектакль раскупят в считаные дни. Так и произошло. «Иду на Лизу», — восторженно говорили череповчане и ловили завистливые взгляды окружающих: желающих посмотреть на дочь Боярского в постановке неоднозначного произведения Николая Лескова было в разы больше. И это при том, что спектакль показывали дважды — 28 и 29 октября. Оба раза в ДК «Строитель» был аншлаг.

Спектакль «Леди Макбет нашего уезда» поставили четыре года назад; критики сразу назвали его «симфонией», отметив его чувственность и простоту показа жестоких убийств, когда убиенные после сообщения о собственной смерти уходят за кулисы, завернувшись в грубый овчинный тулуп. Отмечали также роль хора, сначала каторжан, скрывшихся с головой в шинели, потом дворового, и наличие бытовых деталей — особенно нарядных окладов, из которых вынуты лики.

История молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой, влюбившейся в приказчика Сергея и ради любви убившей свекра, мужа, малолетнего племянника Федю, а затем и узницу Сонетку, которой увлекся Сергей на этапе, привлекла режиссера МТЮЗа Каму Гинкаса темой «жажды свободы и того, во что она может превратиться».

Качество прозы, как рассказал режиссер на пресс-конференции после спектакля, не позволило ему превратить текст в инсценировку, добавить что-то от себя, поэтому актеры на сцене произносят авторский текст, а иногда даже говорят о себе в третьем лице.

Спектакль объединил две театральные школы — Москвы и Санкт-Петербурга; московская труппа приняла петербурженку Елизавету Боярскую сразу, без оговорок.

«Когда мы встретились на репетиции первый раз, было такое ощущение, что она всегда тут работала», — вспомнил Игорь Балалаев, исполнитель роли Сергея. Это подтвердил и Александр Тараньжин, сыгравший Зиновия Борисовича, мужа Катерины. А Кама Гинкас рассказал, что не только они «восприняли Лизу как свою, но и Лиза пришла — как своя».

Сама же Елизавета Боярская не раз отмечала в интервью, что работать с Камой Гинкасом легко, потому что он понимает всю «структурированность ее мозгов». Сложно — и одновременно интересно — было впустить в себя Катерину Измайлову.

— Для меня как для актрисы эта роль — большой подарок, — призналась Боярская. — Кто-то смотрит на Катерину Львовну как на чудовище, другие — как на жертву любви. Для меня это человек, который обрел жизнь заново после встречи с Сергеем, почувствовал свободу. И малейшее покушение на эту свободу пробуждает инстинкт самосохранения. Конечно, Катерина Львовна совершила ужасное преступление, но я понимаю, почему она это сделала: у каждого из нас есть темные и светлые стороны.
А вот Валерий Баринов, сыгравший роль свекра Катерины, Бориса Тимофеевича, считает своего героя скорее положительным, нежели отрицательным персонажем. С мнением критиков, называющих его героя представителем «темного царства», толкающего Катерину на преступление, он не согласен:

— Посмотрите, какое давление в настоящее время испытывает институт семьи, какое огромное количество разводов. Мой персонаж, как и Кабаниха в «Грозе» — тоже, кстати, представитель «темного царства», — говорит, что семья — это главное. Помимо страсти и свободы должна быть обязанность, должны быть понятия стыда и морали.

Трепетные зрители и разбитые дороги

В Череповце и режиссер, и актеры были уже не в первый раз. Как ранее писала «Речь», МТЮЗ приезжал два года назад со спектаклем «С любимыми не расставайтесь» режиссера Генриетты Яновской.

Валерий Баринов вспомнил, что был в Череповце 35 лет назад — еще с театром Советской армии. Сегодняшняя поездка запомнится народному артисту РФ вынужденным (из-за гастролей) отказом от просмотра футбольного матча между «Локомотивом» и «Зенитом» (Баринов болеет за «железнодорожников». —  Авт.) и новыми зимними ботинками, которые он купил в субботу днем — когда замерз, гуляя по Череповцу. «Вот, останется теплая память о вашем городе», — признался актер после пресс-конференции.

Елизавету Боярскую впечатлила экскурсия по Кирилло-Белозерскому монастырю, проведенная сотрудником музея-заповедника Андреем Цветковым. Как написала актриса в «Инстаграме», это «потрясающее по своей мощи и наполненности место. Омрачало только одно — ужасная, раздолбанная дорога и периодически очень тоскливые пейзажи за окном: покосившиеся серые дома с пустыми глазницами, разруха, отсутствие благоустроенности. Природа прекрасна, даже в такую унылую пору, но не все от нее зависит».

Впрочем, несмотря на это, Череповец запомнится актерам прежде всего «глубоким, трепетным и непровинциальным зрителем». Кама Гинкас признался, что контакт с залом состоялся, и «он очень плотный, на что мы и надеялись». Валерий Баринов поблагодарил зрителей, потрудившихся во время спектакля вместе с актерами.

Без ответных признаний москвичи не уехали. Спектакль называли то «настоящим триллером», то «подглядыванием за чужой судьбой да бытом».

Ирина Остренко, заведующая литературно-драматургической частью Камерного театра, отметила наличие впечатляющих театральных условностей:

— Когда я шла на спектакль, то думала, каким образом режиссер изобразит смерть Катерины и Сонетки. Была потрясена. Очень сильные впечатления от спектакля, несмотря на его тяжелую энергетику. Ведь спектакль ставит важнейшую проблему — где находится грань между добром и злом и как не перейти эту грань, как остаться человеком в сложных жизненных ситуациях.
Напомним, фестиваль «Золотая маска» проходит при поддержке «Северстали» с 2010 года. Как пообещала начальник управления по корпоративной ответственности и бренду АО «Северсталь Менеджмент» Наталья Поппель, партнерство обязательно продолжится и Череповец еще увидит интересные спектакли.

Например, 4 и 5 ноября на сцене Камерного театра покажут детский спектакль «Спасти Супербелку» (6+) по произведению Кейт Ди Камилло «Флора и Одиссей». 25 и 26 ноября во Дворце металлургов пройдут показы балетного спектакля «Ромео и Джульетта» (12+), поставленного Музыкальным театром Республики Карелии (Петрозаводск).



оригинальный адрес статьи