Театральная компания ЗМ

Пресса

2 октября 2016

Фестиваль «Золотая Маска в Латвии 2016» работает под прикрытием

Александр Малнач | Интернет-издание «Baltnews»

Театральный фестиваль «Золотая Маска в Латвии» шагает по стране. Из Вентспилса он уже перебрался в Ригу, чтобы как никогда членораздельно поставить вопросы ребром.

30 сентября фестиваль открылся в Вентспилсе показом спектакля московского Театра им. А.С. Пушкина «Рождество О. Генри» в постановке Алексея Франдетти, завоевавшего сразу две премии «Золотая Маска». И именно этот спектакль генпартнёр фестиваля, компания «Северсталь» выбрал для проведения масштабной благотворительной акции. В Риге его решили показать не один, как планировалось сначала, а два раза. Одно из представлений бесплатно посетили дети-пациенты Детской клинической больницы и их родители, медперсонал этой больницы с семьями, а также семьи работников Пожарно-спасательной службы Латвии.

Выбор на редкость удачный, поскольку трудно себе представить более подходящее зрелище для тех, кто борется с болезнью сам и помогает в этой борьбе другим. Ведь привезённый Театром им. А.С. Пушкина мюзикл поставлен по мотивам едва ли не самых известных рассказов О. Генри «Дары волхвов» и «Последний лист». Давно не приходилось видеть такой добрый и духоподъёмный спектакль. Его хорошо приняли и в Риге, и в Вентспилсе.

Крутая идея

— То что происходит сегодня очень важно, — сказал режиссёр Алексей Франдетти на пресс-конференции, состоявшейся за час до благотворительного представления. — Объясню почему. У меня есть любимая сказка — «Питер Пэн». Я знаю о ней всё и очень хочу сделать из неё спектакль. Так вот Джеймс Барри, написавший её, завещал все права и все роялти одному госпиталю. Это очень важная штука. И если мы можем быть хоть немножечко похожи на Джеймса Барри в данной ситуации, будет очень здорово. Это очень крутая идея.

Эту мысль подхватил и продолжил Сергей Гродников, представитель Rietumu Banka, который на протяжении 11 лет поддерживает «Золотую Маску в Латвии»:

— В Ригу приехал пушкинский театр, словно пришла Болдинская осень. Счёт фестивалям пошёл на второй десяток. Уже сложились хорошие традиции, а благотворительность — это великолепная традиция, очень созвучная тому, что делает Юлия Лочмеле и её команда.

Журналисты интересовались сотрудничеством Франдетти с известным латвийским композитором Карлисом Лацисом. Оказалось, их совместной работой — мюзиклом по пьесе Марины Цветаевой «Приключение» — откроется следующий сезон в Театре им. А.С. Пушкина. Не исключено, что и эту постановку увидит латвийская публика. Но, как оказалось, далеко не каждый спектакль может приехать из России в Латвию и совсем не по финансовым соображениям.

С этим надо что-то делать

Отвечая на вопрос корреспондента BaltNews.lv, почему фестиваль «Золотая Маска в Латвии» не распространяется на Латгалию, где его тоже очень ждут, директор фестиваля, глава компании Art Forte Юлия Лочмеле сказала:

— Там есть большой театр, у которого совершенно отсутствует техническое обеспечение, позволяющее делать современные спектакли. Мы обязаны показывать спектакль в том виде, в каком он поставлен. Таково жёсткое требование российской стороны. Скажем, концертный зал «GORS» в Резекне. Чудесно! В нём можно делать моноспектакль с чёрным задником и всё. Для драматических спектаклей она совершенно не приспособлена. Очень интересные спектакли нам попросту негде показать.

По её словам, в Эстонии, где тоже проходит фестиваль «Золотая Маска», много нестандартных малых площадок, но не очень хорошо с большими, а в Латвии наоборот — есть возможности для показа больших форм (театр «Дайлес», Национальная опера), но нет, например, трансформера, и «с этим надо что-то делать».

Ода Лембергсу

На уточняющий вопрос BaltNews.lv, значит ли это, что в плане театральной инфраструктуры и культуры Латвия отстаёт от России, г-жа Лочмеле сказала, не скрывая иронии:

— Ну, что вы! Как мы можем так сказать? Нет, просто в России много разных театральных пространств. Меня поражает другое. То, что в Латвии строят большие, дорогие акустические концертные залы — это прекрасно. Но почему мы не можем сделать многофункциональный зал, который совмещал бы функции концертного зала и театрального пространства?

По её словам, эта история повторяется из раза в раз и в Резекне, и в Лиепае, и в Елгаве, и в Цесисе. И только в Вентспилсе поступили иначе.

— Мэр Вентспилса, господин Лембергс у многих вызывает раздражение, но с хозяйственной точки зрения он поступил совершенно правильно, потому что в вентспилском театре «Морские вороты» можно и концерт Бусулиса провести, и балет Бориса Эйфмана показать, и большие формы российских драматических театров представить. Что бы там не говорили, а Лембергс чудно разбирается не только в экономике и политике, но и в театре, — подчеркнула г-жа Лочмеле.

Политическая поддержка

И ещё один острый вопрос был адресован Юлии Лочмеле. Её спросили о судьбе межминистерского соглашения в сфере культурного обмена между Латвией и Россией.

— Да, соглашение подписано, но в очень куцем виде. У меня складывается впечатление, что благодаря фестивалю «Золотая Маска» его не только подписали, но и терпят всё это. Понимают, что всё равно надо. Сама министр культуры к нам не ходит. В Латвии, как нам говорят, «Золотая Маска» будет существовать пока на уровне профессионалов и этого достаточно. И это хорошо. Вы же знаете, у нас всё нелегко. Но важно понимать, что без политической поддержки Минкультуры Латвии и России наш фестиваль был бы невозможен.



оригинальный адрес статьи