Театральная компания ЗМ

Пресса

16 декабря 2004

Драма для кукол

Марина Шимадина | Коммерсант

Объявлены номинанты театральной премии «Золотая маска» за сезон 2003-2004 года. О номинациях в опере и балете „Ъ" написал в прошлом номере. Выбор экспертного совета в области драматического театра и театра кукол изучала МАРИНА ШИМАДИНА.



В этом сезоне фаворитом «Золотой маски» стал театр под управлением Олега Табакова. И все благодаря режиссеру Мин-даугасу Карбаускису. В список номинантов попали два его спектакля: камерная инсценировка фолкнеровского романа «Когда она умирала», ставшая в прошлом году лидером театральных рейтингов, и менее удачный в художественном плане, но зато более представительный «Дядя Ваня» с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной в главных ролях, идущий на сце
не МХТ. Если добавить к этому списку горьковских «Мещан» в постановке Кирилла Серебренникова, ставших одной из самых громких премьер прошлого сезона и имеющих неплохие шансы на победу, то театральный холдинг Олега Табакова становится в шорт-листе премии непререкаемым лидером. У него в общей сложности 14 номинаций, причем у Миндаугаса Карбаускиса и актера Дмитрия Назарова, сыгравшего Астрова в «Дяде Ване» и Тетерева в «Мещанах»,— по две на брата. В номинации «Лучшая женская роль» четыре из шести позиций занимают актрисы табаковско-го гнезда — Евдокия Германова, Евгения Добровольская, Ирина Пегова и Алла Покровская, а в мужской номинации фигурируют также Андрей Мягков и сам Олег Табаков.



На фоне внушительных достижений этого крупного театрального хозяйства успехи других коллективов выглядят как-то скромно. Из сотни столичных премьер прошлого сезона в но-минантах «Маски» оказались всего два спектакля большой формы: сатириконовский «Ричард III» в постановке Юрия Бутусова и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса. Но «Сатирикон» в театральной среде почему-то считается слишком легкомысленным, для того чтобы стать обладателем главной национальной премии, кто муже «Ричард» многим критикам показался недостаточно трагическим. Поэтому он может рассчитывать разве что на премию Константину Рай-кину за лучшую мужскую роль или художнику Александру Шишкину за оформление спектакля. Что касается Камы Гинкаса, то он в прошлом году наконец-то получил «Маску» за «Даму с собачкой» —предыдущий спектакль чеховской трилогии, в ко
торую входит и «Скрипка», авто-рую премию за тот же цикл ему вряд ли дадут. Еще два московских спектакля, «Правила поведения в современном обществе» РАМТа и «Лестничная клетка» театра «ОКОЛО дома Станиславского», включены в список «малой формы», первый — ради актрисы Нелли Уваровой, а второй — ради режиссера Юрия Погребничко.



Театральные достижения Санкт-Петербурга в нынешнем шорт-листе тоже выглядят довольно скромно — всего две премьеры. Театр имени Комис-саржевской выдвинут за постановку Александра Морфова «Дон Жуан», а театр «Приют комедианта» — за спектакль авангардного режиссера Андрея Могучего «PRO Турандот». Провинциальный театр в этом году представлен как уже хорошо знакомыми зрителям «Маски» коллективами, так и одним дебютантом премии. Якутский Саха-театр имени Платона Ойун-ского, запомнившийся москвичам экзотической постановкой национального эпоса о деве-богатыре, и постоянный участник фестивалей «Золотой маски» Омский театр драмы в этом году взялись за Эжена Ионеско: первый поставил абсурдистского «Макбета», а второй — драму «Король умирает». Дебютантом будет Тильзит-театр из города Советска. Правда, выдвинутые на соискание премии «Три сестры» были поставлены там отнюдь не новичком в премиальных гонках Евгением Марчелли.



Любопытно, что все номинированные спектакли поставлены по классическим произведениям. Исключение составляет лишь «Лестничная клетка» Людмилы Петрушевской, но и она написана четверть века назад. Выделив для молодых драматургов и режиссеров отдельный полигон под названием «Новая драма», «Золотая маска» в этом году отказалась от спорных имен и потрясений, выглядит солидно и предсказуемо, как и полагается главной национальной премии, отметившей 10-летний юбилей.



Но неожиданности все-таки есть. Они касаются театров кукол и номинации «Новация». Если в последние годы эксперты с трудом наскребали по всей России хотя бы по два спектакля в каждый из этих разделов премии, то для грядущего фестиваля кукольных спектаклей набралось целых четыре, а постановок, не укладывающихся в привычные жанровые рамки,— целых пять. Эксперты признались, что куклы и «Новация» могут принести зрителям больше сюрпризов и положительных впечатлений, чем драма: прошлый сезон в драматическом театре выдался слабоватым.


оригинальный адрес статьи