Театральная компания ЗМ

Пресса

15 октября 2015

«Золотая Маска»: «Поздняя любовь» Крымова

Игорь Савин | Интернет-портал Vecherka.ee

«Поздняя любовь» - это наши страсти, наши переживания, которые нас будоражат и нами руководят. Персонажи пьесы живут «на дне», где за копейку удавят, не задумываясь. И вот на этом дне общества ни с того ни с сего поселилась любовь, которой здесь не место. Она словно бабочка, которая залетела в шахту... Правда, бабочка в угольной шахте тоже уже не совсем бабочка, она уже «мутировала». Здесь все «мутировало» - и любовь, и деньги – все приобрело гипертрофированный, но при этом обыденный вид. Пружина пьесы – человеческие чувства, которые в общем никому не нужны: их разменивают, но кто-то продолжает в них верить...

Так говорит о своем спектакле «О-й. Поздняя любовь» в «Лаборатории Крымова» московского театра «Школа драматического искусства» его постановщик – режиссер и художник Дмитрий Крымов. В рамках театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии» 17 и 18 октября мы увидим это необычное представление, ставшее в минувшем году одним из московских театральных событий, в центр «VABA LAVA". А незадолго до приезда гостей нам удалось задать постановщику «Поздней любви» Дмитрию Крымову несколько вопросов.


Дмитрий Анатольевич, в Таллинн вы со своими артистами приезжаете не впервые.

- Нас действительно связывают с Таллинном несколько приездов. Несколько лет назад нас позвал Городской театр с «Дон Кихотом, первым нашим спектаклем. Помню тогда нас так приняли и обласкали, что когда получили приглашение приехать уже с несколькими спектаклями на традиционный «Сон в зимнюю ночь», который проходит в Городском театре в каждом декабре, то согласились, уже не раздумывая, и это опять было замечательно. Словом, нас прикормили, как птичек, и теперь мы летим по первому зову. Правда, в такие короткие приезды не всегда есть возможность посмотреть спектакли хозяев, но одну постановку Эльмо Нюганена я все же видел, и, помню, мне она очень понравился.


«Поздняя любовь», которую вы покажете сейчас в Таллинне на «Зотой Маске», сделана по пьесе Островского, достаточно известной, но все же не первого ряда, как, к примеру «Бесприданница» или «Гроза», или »На всякого мудреца довольно простоты». Чем изначально был определен ваш выбор?



- Совершенно простым обстоятельством. Все началось с того, что моя актриса Маша Смольникова сказала , что хотела бы сыграть в этой пьесе. Я почитал «Позднюю любовь» подумал, а почему бы не доставить ей этого удовольствия, а заодно поэкспериментировать таким образом, чтобы не выбросить из пьесы практически ни одного слова автора и поставить ее так, как она написана Островским. Таким образом, я раньше с пьесами еще не поступал. И мы прошли очень хороший путь, тот, наверное, который проходят все нормальные режиссеры. Я, во всяком случае, столкнулся с подобным подходом впервые, и для меня это стало своего рода творческим испытанием.


По правде говоря, я предполагал, что, отвечая на этот вопрос, вы, как это полагается, скажете о том, насколько современен сегодня Островский, как он актуален, как отражает реалии времени...



- Да нет, всего этого мне как раз не кажется. » Поздняя любовь» достаточно старомодная пьеса из сундука. На самом деле, современным или почти современным все можно сделать, если захотеть, если сосредоточиться на этом. А пьеса эта, по-моему, очень хорошая, так же, как и Островский - очень хороший драматург. Это кроме шуток.


Может показаться, что я открываю какие-то старые истины, но это действительно истина и чистая правда, потому что Островский – очень хороший, замечательный театральный писатель, он умный и умелый, ремесленный в лучшем понимании и одновременно очень душевный. Познавать по-настоящему его начинаешь только тогда, когда начинаешь ставить. Кроме того, что там замечательно написанные диалоги, которые, как выражаются в театре, отскакивают от зубов, там и все драматическое действие так построено, что всегда есть за что в последний момент уцепиться. Так альпинистам с их «кошками» всегда найдется, где на скале зацепиться, там как бы все приготовлено, надо только угадать и распознать за кустиками или деревцами, куда воткнуться и подтянуться.


Это ловкая пьеса, при том, что из нее можно сделать и современный, очень драматический фарс, ценность ее еще и в неисхоженности, она редко попадала в поле зрения театров, а некоторые сцены в ней из тех, что еще поискать, когда мужчина и женщина разговаривают долго и интересно и про такое, над чем надо думать, про что ставить. ..



оригинальный адрес статьи