Театральная компания ЗМ

Пресса

3 апреля 2008

Борозды не испортит

Глеб Ситковский | Газета


Режиссер Вячеслав Кокорин перебрался в Нижний Новгород сравнительно недавно и первое, что сделал на новом месте, - поставил пьесу нижегородского драматурга Максима Горького. Кокорин известен как режиссер крепкой выучки, профессионал. Что-то вроде старого коня, который борозды не испортит. По-видимому, эксперты «Золотой маски», включившие кокоринскую работу в конкурс, посчитали, что спектакль Нижегородского ТЮЗа не способен испортить и фестивальной борозды. И это правда: «Последние» вряд ли хоть у кого-то вызовут возмущение. Этот спектакль вообще не способен вызывать сильные эмоции. Разве что сильную зевоту.

Постановку Вячеслава Кокорина отличает умеренность и аккуратность. Длинный обеденный стол. Стулья. Люди, которые сидят за столом и много разговаривают. Если попытаться проанализировать звуковую дорожку спектакля, то в ней наверняка не окажется никаких резких всплесков. Только однотонное «бу-бу-бу» в темпе moderato и размеренный стук каблуков по сцене. Люди входят и выходят, одна сцена сменяет другую, все ремарки исправно выполняются, текст произносится без какой-либо заминки, и спектакль плавно скользит по направлению к финалу. Надо полагать, это и есть то, что называется режиссерским профессионализмом.

Возможно, Кокорин, пренебрегая внешними эффектами, стремился к аскетичному стилю, но в аскетизме он, прямо скажем, не преуспел. В конце концов, аскетизм предполагает прежде всего внутреннее горение в ущерб внешней выразительности, но «Последние» оказались и не холодными, и не горячими. Это спектакль, который еле теплится, временами осторожно намекая зрителям, что пьеса Горького «Последние» весьма актуальна сегодня.

Горьковская пьеса действительно не устарела нисколько, и имя Ивана Коломийцева (Леонид Ремнев) в «Последних» можно свободно заменять на фамилию любого подлеца-начальника, любого взяточника и изверга, которых по Руси всегда пруд пруди. Но для того, чтобы актуализировать эту пьесу, нужно было делать спектакль-бунт, спектакль-скандал, а не малодушное представление, вгоняющее в сон. Все, на что хватило Вячеслава Кокорина, - одеть героев в военные шинельки и зажечь десяток-другой лампочек. Эти лампы, нависающие над актерскими головами, то еле мерцают, то раскаляются до предела. Накал в лампочках, как выяснилось, отрегулировать совсем нетрудно. Добиться истинного накала страстей от актеров - дело значительно более сложное.


оригинальный адрес статьи