Театральная компания ЗМ

Пресса

24 февраля 2015

«Золотая Маска»: смотр начинается с оперы

Ирина Шведова | «Московская правда»

Фестиваль "Золотая маска" открылся показом оперных спектаклей - номинантов на главную театральную награду России. На этот раз в конкурсной программе беспрецедентно много московских спектаклей.

Одним из главных оперных событий прошлого сезона стала премьера Большого театра "Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" Моцарта. Изящный, остроумный, динамичный спектакль с участием солистов Молодежной оперной программы реально может претендовать на победу в конкурсе благодаря отличной режиссуре Флореса Виссера и мастерству и очарованию дирижера Стефано Монтанари. В конкурсе также "Дон Карлос" Верди Большого театра, "Аида" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, "DIDO" Перселла-Наймана "Новой Оперы".

В конкурсе, как всегда, лидер среди музыкальных театров России - Пермский театр оперы и балета во главе с харизматичным Теодором Курентзисом c оперой Дмитрия Курляндского "Носферату" в постановке знаменитого греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. В этой "вампирской саге", которую покажут 25 февраля на сцене Театра им. Моссовета, по замыслу автора, традиционного звучания инструментов или голоса почти нет, а есть попытка музыкальными средствами проанализировать человеческое дыхание: ровное, спокойное, хриплое, болезненное, задыхающееся и так далее. С той только разницей, что процесс, занимающий, в общем, несколько секунд, здесь растянут до 112 минут. За ними - титанический труд композитора, дирижера и исполнителей: здесь цепляют скрепки на струны, водят по ним резиновым шариком, используют пенопласт, клоунские дуделки, пилят пилами, точат ножи. Композитор вместе с либреттистом Димитрисом Яламосом и постановщиками творит миф. Все это даже не театр, а "до-театр" с ритуальным действом свадьбы и похорон невесты, или "пост(экспрессионистский)-театр", обнажающий дьявольский мир вампира Носферату. В частных номинациях за лучшую женскую и мужскую роль в опере выдвинуты артисты драматического театра.

26 февраля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Евгений Онегин" Астраханского театра оперы и балета. Постановка Константина Балакина предназначена поклонникам традиционного прочтения классики. Правда, интерес представляет экспериментальная сценография Елены Вершининой, которая для этого спектакля придумала новую технологию письма на прозрачном пластике. "Отелло" Верди Мариинского театра, увы, в Москву не привезут, а жюри поедет его смотреть в Санкт-Петербург.

А вот другую постановку с берегов Невы столичные театралы ждут с нетерпением: Андрей Могучий дебютировал в Михайловском театре с постановкой "Царской невесты" Римского-Корсакова, в которой режиссер "заставляет" оперу работать по принципам современного драматического театра. Ее покажут 17 марта на Новой сцене Большого театра.

19 марта там же - "Летучий Голландец" из Екатеринбургского театра оперы и балета. Экспертов "Золотой маски" привлекла в нем исполнительская сторона: они оценили и дирижера Михаэля Гюттлера, и молодого солиста театра Александра Краснова, начинающего карьеру сразу с двух номинаций на "Золотую маску" - за Голландца и за Яго в "Отелло" Мариинского театра.



оригинальный адрес статьи