Театральная компания ЗМ

Пресса

7 июля 2014

Чулпан Хаматова: «Шукшин — наша валюта»

Марина Ильина | Интернет-портал Sakhalin.info

В рамках программы "Лучшие спектакли фестиваля "Золотая маска" в Южно-Сахалинске" на фестивале "Сахалинская рампа-2014" Театр Наций (Москва) представил спектакль "Рассказы Шукшина" в постановке Алвиса Херманиса с участием народных артистов России Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Накануне спектакля Чулпан Хаматова дала короткое интервью для информагентства Sakh.com:
— "Рассказы Шукшина" вы играете больше пяти лет, а спектакль поражает первозданной четкостью, ясностью, свежестью. В чем тут секрет, на ваш взгляд?
— Я думаю, что здесь все сложилось — это Шукшин, это прекрасная литература, та глубина, которая в ней заложена, это Алвис Херманис и команда. Довольно часто бывает, что спектакль начинает умирать собственной смертью, потому что ему некуда изнутри расти, нет внутреннего здоровья, и коллеги начинают тебя топить. А здесь прекрасный пример обратного, партнеры по сцене помогают делать спектакль лучше. В этот спектакль я, можно сказать, "напросилась". Зашла как-то в кабинет к Евгению Миронову, а он в это время говорил по телефону с режиссером. Я сказала, что согласна у Алвиса хоть табуреткой быть (а в итоге актриса играет в девяти из десяти шукшинских рассказов — прим.автора).
— Удивительно, как точно латыш Алвис Херманис показал русский национальный характер…
— Алвис называл Василия Макаровича Шукшина нашей валютой, нашим золотом, его творчество — это то "природное ископаемое", которым нужно гордиться. Стилистически Алвисом был сделан удивительно точный ход — такой западноевропейский взгляд в соединении с непонятной русской душой. Помните, в финале спектакля милиционер, герой Димы Журавлева говорит: "Ненормальные какие-то…".
— Сколько килограммов семечек пришлось съесть за эти годы?
— Я их не ем, я делаю вид.
— Весной худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис заявил об отмене гастролей своего коллектива и участия в фестивалях в России. Причина — позиция России в связи с украинскими событиями. Как вы считаете, должна ли политика вмешиваться в культуру?
— Здесь не политика вмешалась в культуру, а культура вмешалась в политику. Я не считаю нужным обсуждать конкретно этот вопрос, это личное право художника. Должна ли политика вмешиваться в культуру? Нет, нет и нет — если мы говорим про культуру. Но если речь идет о масс-медийном пространстве, пространстве "поп-корновой культуры", которая "пожирается" людьми в огромном количестве, то здесь, безусловно, необходимы ограничительные меры. Пошлость, которая несется с экранов телевизоров и на которую надо обращать внимание, почему-то никого не волнует. Нужно воспитывать общество в другом векторе, нежели сейчас. А театр — область достаточно маргинальная, потому что он всегда — для меньшего количества людей, для тех, кто привык думать, а не принимать все за константу. Я не понимаю, почему голые девицы на музыкальных каналах — это нормально, а "матовые" слова (как говорит моя дочь) на сцене, написанные Василием Макаровичем Шукшиным, — это плохо. Мне это непонятно.
— В труппе театра "Современник" служит и ваш брат Шамиль. Вы наблюдаете за его творчеством?
— Вместе мы играли только в спектаклях "Голая пионерка" и "Антоний и Клеопатра" Кирилла Серебренникова. Больше мы с братом не пересекались. Не могу сказать, что пристально слежу за его творчеством, хотелось бы "побольше и почаще", но при всем желании не хватает времени. Верю, что у него хватит головы, терпения и трудолюбия для этой профессии.
— Порадовало известие об экранизации романа Дины Рубиной "Синдром Петрушки". Вы играете там вместе с Евгением Мироновым…
— Очень люблю прозу Дины Рубиной. Она опасна тем, что ее невозможно не прочитать до конца, ты будешь неотрывен от книги и забросишь все остальные дела. Съемки уже закончились, и это было счастье. А вот что получилось, посмотрим.
Фото Чехов-центра.




оригинальный адрес статьи