Театральная компания ЗМ

Пресса

21 февраля 2014

Суета вокруг сюжета

Екатерина Истомина | Газета «Коммерсант»

В рамках фестиваля "Золотая маска", а также в ходе театральной программы перекрестного года культуры Великобритании и России состоялась отечественная премьера балета знаменитого британского хореографа Уэйна Макгрегора "Atomos". О том, чего не хватило пронзительной британской постановке, рассказывает корреспондент "Ъ" ЕКАТЕРИНА Ъ-ИСТОМИНА.


Балет собрал полный зал Театра имени Моссовета, общественные помещения которого не блистают очевидной новизной. Среди публики, хрестоматийной для авангардных танцевальных спектаклей, были замечены российский олигарх Роман Абрамович с подругой Дарьей Жуковой (пару в четвертом ряду партера поддерживал глава департамента культуры города Москвы Сергей Капков). "Atomos" (продолжительность которого составляет плодотворные 1 час и 5 минут) стартовал с трудом и почти с часовым опозданием. К зрителям, пытавшимся аплодисментами вызвать какую-то минимальную жизнь на сцене, даже был вынужден выйти глава Британского совета Пол де Куинси. Господин де Куинси сообщил сразу несколько плохих новостей: о проигрыше российской хоккейной команды, о проигрыше британской команды по керлингу, а также о том, что представление "Atomos" задерживается из-за технических накладок. Балету (для элементарного начала) явно не хватало дыма и света. Но зрелище даже и без света и дыма обещало быть интригующим: в гардеробе Театра имени Моссовета все зрители были экипированы черными очками 3D, которые предлагалось надевать "только в тот момент, когда на сцене возникнут плазменные экраны".

В разноцветной брошюре "Золотой маски" подчеркивается, что "Atomos" — дело рук и ног не только самого Уэйна Макгрегора, но и его танцовщиков. И это важное уточнение: хореографическая методика Уэйна Макгрегора строится не только на том, чтобы единолично титанически самому воздвигнуть на сцене самобытное танцевальное полотно. Его цель — создание общей для всех участников действия психологической и энергетической ткани спектакля, и к балетному действию здесь каждый может и должен добавить что-то свое. Спектакли Макгрегора — это чрезвычайно контактные балеты, но не только в банальном физическом смысле (хореография требует в первую очередь невероятной выносливости), но и даже в духовном.

Макгрегор использовал для спектакля различные спецэффекты — вроде плазменных экранов, подвешенных к потолку, или белесых дымовых завес, выбрасываемых на сцену. Итак, спортивное изящество современного британского танца щедро дополняется технократической универсальной "мимикой". На экранах мелькают сюжетные дополнения вроде изображений нефтяных вышек, личинок жуков, разноцветного земного шара, безжалостных компьютерных титров или цифр, напоминающих о роковых биржевых сводках. Впрочем, плазменные телевизионные церемонии на представлении в старом добром столичном Театре имени Моссовета удались, мягко говоря, не в полной мере. Над сценой появлялся только один большой телевизор, хотя оригинальная постановка предполагает несколько таких визуальных конструкций. Зато с подачей дыма под голые ноги артистов все было хорошо.

"Atomos" (балет идет по большей части под электронную музыку "A Winged Victory For The Sullen") выглядит коллекцией историй вроде бы бессюжетных: пять танцовщиц и пять танцовщиков, облаченных в трико пастельных цветов, группируются в небольшие массовые сцены, разбиваются по тройкам и двойкам. Однако при желании определенные сюжеты можно уловить. Танцующие напоминали то птиц, то лягушек, а то и настоящих людей, вышедших на парад, на спортивную линейку, на бал, на любовное свидание, переживающих разлуку, смятение, боль, природную непогоду, глобальные потрясения. Но фигуративное сюжетное балетное искусство Уэйна Макгрегора все-таки прозрачно, импрессионистично: выстраиваемые на сцене фигуры и намеченные сюжеты — это только ощущения, только покрова. За отрепетированными фигурами и сюжетами невысказанная сила любимых балетмейстером танцевальных абстракций, бессловесность которых пугает больше, чем любая очевидность.

"Atomos" — это, конечно же, очень английский балетный спектакль, в котором есть не только сильные мышцы, мозги, мысли и страсти. В "Atomos" есть свой спокойный и даже скучноватый рассудительный стиль, изящное гимнастическое любопытство, есть в нем и юмор. Можно здесь предположить, что и к "утрате" плазменных экранов, и к задержке начала представления британцы отнеслись с неизбежным юмором.

оригинальный адрес статьи