Театральная компания ЗМ

Пресса

6 февраля 2014

Дон Кихот из Петербурга подарил остров мечты

Елена Ларина | Газета «Трибуна»

Гастроли Мариинского театра в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска» стали традиционной увертюрой к основной программе конкурса и прошли на исторической сцене Большого театра. Прославленная труппа под руководством маэстро Гергиева показала оперную постановку «Дон Кихота» и два балетных спектакля в один вечер – «Cоnсerto DSCH» и «Весну священную».

Из-за сложного гастрольного графика Мариинки номинированные на премию «Золотая маска» спектакли театра выделились в отдельную программу «Мариинский театр в Москве», которая полюбилась москвичам и традиционно открывает фестиваль. В этом году в нее вошли не только конкурсные балеты «Cоnсerto DSCH» в постановке Алексея Ратманского и «Весна священная» в постановке немецкого хореографа Саши Вальц, но и опера «Дон Кихот» Массне. Причем маэстро Валерий Гергиев признался, что хотел бы привлечь внимание именно к «Дон Кихоту».

– Я сторонник таких спектаклей, как «Дон Кихот», в котором работает очень большой мастер, один из самых авторитетных певцов нашего времени Ферручо Ферлонетто. В нем заключен тот комплекс качеств, который очень редко можно встретить в оперном театре. И голос, и глубина чувств способны тронуть сердце зрителя.

Действительно, греческий режиссер и сценограф Янис Кокос предложил лаконичное и не претенциозное сценическое прочтение не ставшей популярной оперы Массне. Например, расположенная на сцене огромная раскрытая книга Сервантеса, со страниц которой главные герои сходят буквально, привносит в постановку благородство, отсылая к великим манускриптам истории культуры. Запоминается замечательная игра света и компьютерной графики в сцене с ветряными мельницами, когда зритель вслед за Рыцарем печального образа видит вращающиеся лопасти в дымке, легко переступая грань реальности в пользу фантазии. А наяву Дон Кихот ведет свой поединок с двумя закованными в железо рыцарями с ведрами на головах. Но не эти находки, ни сама мелодичная музыка Массне, написанная сто лет назад специально для Федора Шаляпина, делают спектакль содержательным и интересным. Главным цементирующим стержнем оказывается образ Дон Кихота, созданный Ферручо Ферлонетто, которому безоговорочно веришь в его страстном желании сеять по миру добро и свет. Веришь так же, как те, кого он преобразил во время своих странствий, и, подарив свое сердце людям, умер у подножия фолианта, оставив в наследство Санчо Панса лишь остров мечты. Во все это заставляет поверить Ферручо Ферлонетто.

Что же касается балетного спектакля столичных гастролей Мариинки, составленного из двух постановок современных хореографов, а именно «Cоnсerto DSCH» в постановке Алексея Ратманского и «Весны священной» в постановке немецкого хореографа Саши Вальц, то он скорее иллюстрирует слова Валерия Гергиева о стремлении современных театров к поискам необычности.

– Есть тенденция, которая пришла к нам из Европы, ставить необычные спектакли. При этом далеко не каждый такой спектакль в Европе и Америке задерживается надолго. Потому что принцип необычного спектакля приводит к риску, что очень быстро уйдет со сцены. Как модники, которые стараются одеваться по супермоде, а через полгода им приходится менять свой наряд.

Тем не менее именно балеты выдвинуты в конкурс «Золотой маски» в нескольких номинациях. Причем «Весна священная» Саши Вальц будет конкурировать с двумя постановками бессмертного творения Игоря Стравинского. Одну из них представил Большой театр, другую привозит Новосибирск. Известный немецкий хореограф Саша Вальц – давняя знакомая Валерия Гергиева. Их творческое сотрудничество началось шесть лет назад в Париже на постановке «Ромео и Джульетта» Берлиоза.
Для концептуального взгляда Саши Вальц центральной стала идея взаимоотношений массы и индивидуума. Земная энергия, сила ее притяжения, которая блистательно была вскрыта в музыкальном прочтении великой партитуры маэстро Гергиевым, не нашла отражения на сцене.
Босоногие танцовщики передвигались группами, сплетались в сложных поддержках, то конвульсивно и экстатично двигались, но чаще «сваливались» на землю и ползали по ней. А музыка призывала почувствовать энергию и мощь земли, которых явно не доставало в хореографии. Сцена Большого театра казалась слишком большой. Хотя балет ставился для новой сцены Мариинки-2, которая по размерам еще крупнее, чем в Большом. Впрочем, самому маэстро эта постановка нравится. «Кажется, что композитор настолько далеко забросил мяч, что мы до сих пор его ищем» – так определил место «Весны священной» в культурном контексте сегодняшнего дня Валерий Гергиев. А вот неоклассический «Cоnсerto DSCH», поставленный Алексеем Ратманским на музыку Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича, получился очень гармоничным, нежным и трогательным. Свою любовь к музыке Шостаковича Ратманский обнаружил еще в бытность худруком балета Большого театра, где поставил ранние балеты композитора «Светлый ручей» и «Болт». Работая в Американском театре балета Михаила Барышникова, хореограф обращался не
к балетной музыке Шостаковича.

Премьера «Cоnсerto DSCH», где зашифрованы инициалы композитора, состоялась в Нью-Йорке в 2008 году. И только через пять лет появился на сцене Мариинского театра. Балет под стать самому концерту, написанному к девятнадцатому дню рождения сына Максима и в период оттепели. Он бодрит и освежает запыленную память о времени, в которое это произведение было написано. И в этом светлом мироощущении прелесть и достоинство постановки, похожей на безмятежную улыбку в летнее утро.




оригинальный адрес статьи