Театральная компания ЗМ

Пресса

3 июня 2013

Иконы и смыслы

Алена Карась | «Российская газета»

Фестиваль в Польше "Да! Да! Да! Современный театр, российская драма и перформанс" возник как ответ на фестиваль польского театра в Москве, с огромным успехом прошедший в марте 2011 года. Найти адекватный ответ спектаклям "(А)поллония" Кшиштофа Варликовского или "Персона. Мерлин" Кристиана Люпы было довольно трудно. Но польские кураторы Роман Павловский и Агнешка Любомира Пиотровска вместе с организаторами проекта Институтом Адама Мицкевича и "Золотой маской" предложили своей публике определенный ракурс: они привезли в Варшаву самое актуальное искусство из России.

Исключение составил спектакль выдающегося мастера отечественной сцены Льва Додина "Жизнь и судьба". Прежде всего потому, что касается он одной из самых важных для поляков тем - судьбы евреев в тоталитарных системах ХХ века. Важным было и то, что, репетируя роман Гроссмана, недостаточно известный в Польше, студенты Льва Додина провели несколько страшных ночных часов в бараках Аушвица. Высокое качество и обостренный нерв спектакля МДТ мало кого оставили равнодушным.

Открылся же фестиваль необычной акцией. В здании Национального театра, где Константин Богомолов репетирует спектакль по роману Владимира Сорокина "Лед", осуществили первую интернет-трансляцию его же спектакля "Идеальный муж" прямо из здания МХТ им. Чехова. Этот показ произвел большое впечатление на варшавскую театральную публику.

Неслучайно поэтому на спектакль Богомолова "Лир. Комедия", который был показан 1 и 2 июня, билеты были раскуплены стремительно. В рамках многочисленных дискуссий и встреч обе эти работы высоко оценивались польскими коллегами. Разговор о сталинизме и Холокосте, советском антисемитизме и карательной психиатрии, параллели между большевизмом и нацизмом, переживание конца истории - все это оказалось необычайно созвучно умонастроению сегодняшнего польского общества. Так же, как для московской аудитории, существенно важной была встреча с тем острым критическим взглядом на свою страну, которую можно было обнаружить в современных польских спектаклях, нашим соседям важно и ценно было узнать, с какой болью, яростью и ответственностью современный российский театр воспринимает прошлое и настоящее России.

Спектакль Дмитрия Крымова "Горки-10" вызвал не меньший резонанс. Сын выдающегося отечественного режиссера Анатолия Эфроса, он безжалостно смотрит в советское прошлое, подвергая деконструкции все его главные "иконы" и смыслы. Пародируя приемы и приемчики советской "ленинианы", в частности, пьес Погодина, он касается и "самого святого" - девочки из повести Васильева "А зори здесь тихие" превратились у него в кукол. А кем еще могут быть женщины, посланные на бой с "фашистской силой темною", как не куклами страшной адовой машины уничтожения? А сам старшина Васков с буратиновым ротиком и кукольными движениями, оплакав девочек-кукол, превращается в героя пьесы Розова "В поисках радости" и остервенело принимается рубить шашкой мещанскую мебель родителей.

Спектакли "Театра Post" и "Театра.doc", перформанс Талгата Баталова "Узбек", драматургия Павла Пряжко (его пьесой "Жизнь удалась" в варшавском Teatro Studio в постановке Марата Гацалова завершился фестиваль); дискуссии "Театр и табу", "Театр, история и политика", "Театр и документ", "Герой нашего времени"; огромное количество встреч, музыкальная программа в клубе - все вместе это произвело впечатление яркого культурного десанта из России.

Вопросы: кто мы - жертвы и участники колоссального эксперимента по самоуничтожению? наследники победителей и палачей? недоделанные европейцы? безнадежные азиаты? - волнуют многих в России. Просто в театр эти вопросы до сих пор почти не просачивались. Вопрошание Теодора Адорно о возможности существования искусства после Аушвица не стало для русского театра таким вызовом, как оно стало для Польши.

В рамках фестиваля "Да! Да! Да!" русский театр в этом вопрошании попытался встретиться с польским. Кажется, получилось.



оригинальный адрес статьи