Театральная компания ЗМ

Пресса

2 апреля 2013

«Сон в летнюю ночь»: по старинным рецептам

Наталья Витвицкая | Журнал «Ваш досуг»

Мариинский театр показал Москве балет-сказку Джорджа Баланчина.

«Золотая маска» продолжает радовать театралов столицы. Очередным подарком фестиваля стал балет Джорджа Баланчина в исполнении труппы Мариинского театра. «Сон в летнюю ночь» придуман легендарным хореографом в 1962 году. И тут важно вспомнить, что Баланчин был русским эмигрантом, состоявшимся в Америке. «Сон» стоит особняком в его творчестве. В отличие от традиционных бессюжетных и недлинных работ, здесь все, «как положено». И сложносочиненная история с драматической завязкой есть, как следствие — есть многоактность и даже мизансцены по шаблону. В общем, это, скорее, ностальгическая сказка о русском классическом балете, чем «типичный мистер Би».

Увидеть все балетные каноны сразу можно уже в первом акте. Шекспировский сюжет со всеми подробностями «вытанцовывается» именно здесь. Конечно, смотрятся пышные хореографические изыски и пантомимные отступления предсказуемо, зато адептам балетных традиций как бальзам на душу. В декорациях (которые легко назвать тоскливыми, поскольку в первом акте задник сцены изображена лесная чаща, во втором — ангелы в небесах) водят хороводы ночные эльфы и прочие сказочные персонажи. Разругиваются в пух и в прах их властители — супружеская пара Оберон с Титанией. Шалит лесной дух Пах, «перетасовывая» любовные парочки с помощью волшебного зелья... Следить за сюжетными перипетиями (как и за до зубного скрежета знакомыми па) скучновато, но что поделать. Старинный балетный рецепт — иллюстрация сюжета — Баланчину был необходим. Однако по-настоящему оценить красоту «Сна» можно только, посмотрев второй акт.

Формально он целиком посвящен многочисленным свадьбам (напомним, хэппи-энд с всеобщими примирениями случился еще в первом действии). Вот здесь хореография Баланчина, наконец, узнаваема. Он мастерски выстраивает фигурные композиции, словно проводит на сцене парад. Блестящий торжественный выход, демонстрацию возможностей каждого из солистов. Не почувствовать дух неоклассики, с ее любовью к сложным хореографическим нюансам и отчетливо ощущаемым джазовым драйвом, невозможно. Как невозможно оторвать глаз от коллективного танцевального дивертисмента в исполнении лучших танцоров Мариинки. Жаль только, что весь Шекспир оказывается не удел. Но ностальгия есть ностальгия: только отдав дань любви к русскому дореволюционному балету в первом акте, Баланчин разрешил себе акт второй.





оригинальный адрес статьи