Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2012

Гастроли случайных премьер

Анна Галайда | Журнал «Эксперт»

В балетный конкурс на Национальную театральную премию «Золотая маска» от Мариинского театра в этом году пробился лишь «Парк» Анжелена Прельжокажа (см. «Бедная Лиза в версальском пейзаже» в «Эксперте» № 15 от 18 апреля 2011 года). Времена, когда каждая премьера Мариинки становилась событием российского масштаба, прошли. Однако персональная программа театра в афише «Золотой маски» осталась. Благодаря этому в Москву привезли три одноактных балета, выпущенных за последних три сезона. Это модернистский «Лабиринт» Марты Грэм, попавший в репертуар усилиями примы театра Дианы Вишневой, «Simple Things» молодого хореографа российского происхождения Эмиля Фаски, запеленгованного Мариинкой благодаря его работе в команде постановщиков оперы «Троянцы» Берлиоза, в которой он отвечал за хореографию, «Without» Бенжамена Мильпье, одного из самых востребованных американских хореографов, чью славу постановщика уже после петербургской премьеры затмила женитьба на актрисе Натали Портман.

Вечер петербуржцев вполне мог вызвать умеренный оптимизм, если бы они хотя бы попытались скрыть следы случайности и бессистемности, которая превратилась в современный вектор движения мариинского балета. В программе был бесспорный шедевр (а этим может похвастаться далеко не каждый балетный вечер), и исполнен он был звездой со всей мощью ее сияния. Речь идет о «Лабиринте» Грэм в интерпретации Дианы Вишневой. Спектакль, навеянный мифом об Ариадне, несколько месяцев назад уже показывали в Москве в новом проекте балерины «Диалоги». Гастроли дали возможность оценить врастание Вишневой в модернистскую хореографию, которую до нее классические балерины в России никогда не танцевали: она сумела не только встроиться в новую систему движений, но и синтезировать ее с собственной высочайшей пластической культурой.

«Лабиринт» поставили первым номером программы — руководствуясь, вероятно, хронологическим принципом. И мощь балета полувековой давности просто раздавила «Simple Things» Фаски, который полностью соответствует названию. Французские королевские лилии и огонь видеопроекций, стилизованные под кольчуги и монашеские рясы костюмы позволяют и в пластике танцовщиков увидеть вознесенные в молитве руки и шаг крестоносцев, а женщину во главе их ансамбля идентифицировать как Жанну д’Арк. Но после буйства изломанных линий Грэм сама попытка обращаться к зрителю со сцены «вполголоса» выглядит заведомо проигрышной. Тем не менее Фаски создал одну из лучших ролей для любимицы современных хореографов Екатерины Кондауровой, позволив ей обнаружить и истовость, и стальную силу духа.

Опытный Бенжамен Мильпье не смог обратить себе на пользу даже возможности петербургской труппы. В его распоряжении оказались Алина Сомова, Ирина Голуб, Мария Ширинкина, Маргарита Фролова, Анастасия Матвиенко, Владимир Шкляров, Андрей Ермаков — танцовщики-мечта. Но им были предложены придуманные Джеромом Роббинсом еще во времена их дедушек «танцы на вечеринке под Шопена»: любовные дуэты, выяснения отношений, неловкие секундные соло и примирительный итог — после многочисленных обменов партнерами пары воспроизводят первоначальный узор, цементированный цветом костюмов каждого дуэта. Из тридцатипятиминутного спектакля в зачет Мильпье могут пойти лишь три-четыре интересные поддержки. Рекордный курс девальвации для театра, еще несколько лет назад заказывавшего мировые премьеры Ратманскому и Ноймайеру и привозившего в Москву Форсайта и Доусона.



оригинальный адрес статьи