Театральная компания ЗМ

Пресса

23 марта 2012

Мед на острие ножа

Марина Барабанова | tvkultura.ru

22 марта на сцене Российского академического молодежного театра был показан спектакль "Мед, или Семь посланий губернатору", поставленный по мотивам произведений Тонино Гуэрры Экспериментальным театром "Гой", Ереван. Спектакль был представлен в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Золотая маска" - "Маска плюс".

"Мед, или Семь посланий губернатору" - это результат долгих творческих исканий в мире метафор, символов и образов Тонино Гуэрры. Особенно важно, что этот путь исканий и находок был проделан вместе с автором. В одной из бесед о театре Гуэрра сказал: "Я очень хочу увидеть "Мед" на сцене, хочу, чтобы мы попытались вернуть театру театральность, условность, метафору, поэтичность, символику..."

Спектакль соткан из разных крупиц, фраз, отрывков произведений Тонино Гуэрры - "Полвероне", "Семь посланий мэру города" и других. А в основе - поэма "Мед" - во многом автобиографическое произведение. Оно наполнено мудростью человека, повидавшего много на своём веку, но сохранившего юношеское восприятие жизни. Сюжет поэмы переносит нас в маленькую деревушку, где из тысячи двухсот жителей осталось только девять. Их образ жизни монотонен, размерен и нетороплив, он складывается из сельских и семейных перебранок, из юмора и самоиронии, из тоски и радости, разрывов и сближений – всего того, из чего рождаются и слезы, и любовь, из чего рождается жизнь. Среди обитателей деревни и два брата-старика, один из которых после долгого отсутствия вернулся доживать свой век в родной дом. Несмотря на постоянные ссоры, они любят друг друга, они нужны друг другу - они семья. Братья и их односельчане вспоминают прожитые дни, и жизнь их оказывается овеянной не только печалью грядущего и неизбежного ухода, но и золотистым светом меда жизни. Да, этот мед не всегда был сладок, порой приходилось есть с острия ножа. В поэму он вплетается шорохом опадающих листьев, рассыпается звенящим смехом ребяческих проказ, капает с вывешенного соседкой белья, поднимается вместе с виноградной лозой, вместе с десятками других образов и аллюзий оттуда, где они пребывают, – из человеческой памяти. Желанием удержать, сохранить эту жизнь проникнуты, например, и письма губернатору, которые написал один из братьев. Ведь ему так нужно быть услышанным.

Метафорическое повествование Тонино Гуэрры оказывается настолько созвучным мироощущению ереванских артистов, что кажется, будто мы видим не деревушку на Адриатическом побережье, а селение, затерянное где-то посреди Араратской долины. Создатели спектакля хотели, чтобы это был колокольный звон, набат, реквием по уходящему великому XX веку, чтобы этот набат остался в сердцах людей, живущих уже в XXI веке: "Последнее и самое главное послание Тонино Гуэрры - это любовь, любовь как самая большая и самая основная ценность человечества, без неё завтра у человечества просто нет. Это послание мы и хотим донести до ваших сердец и умов. Что ещё для нас было очень важно - это поиск театра в театре. Нам кажется, что теряется театр и его основные инструменты - метафора, поэтичность, аллегоричность, относительность, видимость всего окружающего, неточность, зыблимость всех истин, так как мир и окружающая нас реальность изменчивы и проходящи, как изменчиво и само искусство".

Тонино Гуэрра очень хотел увидеть этот спектакль на сцене, но успел посмотреть его только на видео. Показ спектакля на "Золотой маске" посвятили его памяти. Режиссёр-постановщик Армен Мазманян вложил в уста одного из братьев слова, которые стали последними словами Тонино Гуэрра: "Не мешайте мне нежно перейти из одной комнаты в другую, оставьте меня в покое...".

Зрители апплодировали автору стоя, а по залу, как надежда на продолжение жизни, летали настоящие бабочки.



оригинальный адрес статьи