Театральная компания ЗМ

Пресса

16 марта 2012

«Король Лир»: этническая мистерия по мотивам Шекспира

Александра Мартынова | tvkultura.ru

У театрального фестиваля «Золотая маска» в последние годы сложилась традиция – в рамках специальной программы «Маска плюс» знакомить московскую публику с новейшими тенденциями в театральном искусстве стран СНГ и Балтии. Этой весной у столичных зрителей есть возможность увидеть спектакли из Армении, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Латвии… Украина представлена сразу двумя коллективами. Так, Украинский театр имени Т.Г. Шевченко (Харьков) привез в столицу свою версию «Войцека», а киевский Центр современного искусства «Дах» продемонстрировал искушенной московской публике необычное прочтение «Короля Лира».
Это уже третья постановка театра по мотивам произведений английского классика, осуществленная художественным руководителем Владиславом Троицким в рамках цикла «Украина мистическая», в который также вошли спектакли «Макбет. Пролог» и «Ричард III. Пролог». Возникает логичный вопрос: если мистическая Украина, то причем тут Шекспир? Дело в том, что шекспировские «трагедии власти» постановщик искусно переплетает с традициями украинской народной культуры, и главным его помощником в создании неповторимой атмосферы спектакля становится этно-хаус группа «Дахабраха». Этот ансамбль был изначально создан Троицким в рамках театра «Дах» как музыкальное сопровождение к постановке «Макбет. Пролог», но уже давно превратился в абсолютно самостоятельную творческую единицу. Впрочем, участие музыкантов в проектах «Даха» продолжается до сих пор.
Сам Центр современного искусства «Дах» Троицкий открыл в 1994 году как альтернативу закостенелым традициям классического театра. Режиссер мечтал о свежей струе в искусстве, искал новые формы и изначально представлял всем свое детище как единственный украинский частный некоммерческий и независимый театр. С тех пор коллектив участвовал во многих европейских театральных фестивалях и даже организовал свой собственный – небезызвестный «Гогольfest». Да и на «Золотую маску» «Дах» приезжает уже не первый раз. В прошлом году он шокировал российскую столицу своей скандальной постановкой «Эдип. Собачья будка», где в конце спектакля актеры заколачивают зрителей в клетку. На этот раз сильного потрясения публика не испытала. Зато можно с уверенностью сказать, что полное погружение в этнический перформанс – а именно так можно охарактеризовать жанр постановки по мотивам шекспировского «Короля Лира» – состоялось.
Действительно, музыкально-хореографическое действо под названием «Король Лир. Пролог» сложно назвать спектаклем в привычном понимании этого слова. Кажется, сюжет полностью отсутствует, развития действия практически не происходит, актеры в пугающих масках медленно двигаются в такт мрачным мелодиям народных украинских песен. И все же персонажи узнаваемы. Вот Король-слепец в темных очках, обвешенный золотыми цепями, словно закованный в плен собственных заблуждений. Вот три его дочери в подвенечных платьях, вот Шут, чей костюм звенит при ходьбе, а вот и смерть с косой, которая появляется в самом начале и на протяжении всего спектакля напоминает о неминуемом исходе всего действа. Все это похоже то ли на мрачный карнавал, то ли на мистериальное шествие, то ли на шаманский ритуал, который заставляет зрителя погрузиться в транс, отпустить свои мысли и безоговорочно внимать происходящему на сцене.
Здесь нет места традиционному театру. Режиссер Троицкий возносит наше сознание к временам языческой Руси, к гоголевской мистике. При этом он вполне очевидно связывает трагедию Лира с политической ситуацией в современной Украине. Довольно сложно соотнести это зрелище с литературной первоосновой. Впрочем, и сам постановщик заявляет, что к ней нужно относиться с трепетом, однако нельзя обращаться к реконструкции предыдущих эпох. В противном случае есть риск попасть в зону музейного искусства, что, безусловно, противоречит самому понятию театра как живого действа, которое происходит здесь и сейчас.
В очередной раз «даховцы» доказали москвичам свою уникальность и аутентичность. Стоит лишь один раз увидеть их постановки своими глазами, чтобы потом жить в ожидании новых смелых экспериментов от Владислава Троицкого и следующих появлений на «Золотой маске».



оригинальный адрес статьи