Театральная компания ЗМ

Пресса

18 ноября 2011

«Маски», которые мы выбираем

Марина Шимадина | Газета «Труд»

В афише смотра обозреватель «Труда» увидела проблески интереса нашего театра к жизни современного общества.


Два экспертных совета отсмотрели в театрах и на видео более 500 спектаклей, из которых отобрали 50 лучших. В драматическом театре больше всего номинаций у Москвы. Тут лидирует театр «Сатирикон», от него выдвинуты сразу две премьеры: моноспектакль Константина Райкина «Вечер с Достоевским» и авангардная «Чайка» Юрия Бутусова. Большую форму также представляют «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе и «Враги. История любви» в «Современнике». Ну и, конечно, экспертный совет не мог проигнорировать «Калигулу» Эймунтаса Някрошюса в Театре Наций. В малой форме традиционно присутствует Студия Сергея Женовача с аскетичным «Братом Иваном Федоровичем», Мастерская Петра Фоменко с прелестными «Пятью вечерами» Виктора Рыжакова и совсем камерный, но симпатичный «Убийца» Дмитрия Егорова в ТЮЗе. В список номинантов вошли и «Отморозки» Кирилла Серебренникова, поставленные со студентами Школы-студии МХАТ. Формально студенческие работы не могут участвовать в конкурсе «Маски», но теперь «Отморозки» вошли в репертуар нового театра — «Седьмой студии», так что могут считаться профессиональным спектаклем. К тому же экспертный совет не мог пройти мимо одной из тех редких постановок, которые говорят о проблемах современного общества. Ведь, как видно даже из афиши «Маски», наш театр предпочитает заниматься классикой и не видеть того, что происходит вокруг.

Хитом гастрольной программы наверняка станет «Счастье» Александринского театра в постановке Андрея Могучего — масштабное, высокотехнологичное, но необыкновенно трогательное действо по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. От Александринки также выдвинут «Ваш Гоголь» Валерия Фокина — гипнотическое бессюжетное действо с невероятной красоты сценографией Марии Трегубовой. Из Питера приедут и две абсолютно не похожие версии «Трех сестер»: трагически-монументальная постановка Додина и, как всегда, иронически-хулиганское прочтение Льва Эренбурга.

Наибольшие сложности у экспертов обычно возникают с провинцией. Спектакли, которые могли бы всерьез соперничать со столичными, появляются там редко. Но премия-то всероссийская. Совету удалось выбрать пять наиболее достойных работ. Тут и классика — нетривиальные «Без вины виноватые» екатеринбургского ТЮЗа, и современная пьеса — впервые поставленная на русском драма Трейси Леттса «Август. Графство Осэйдж» омского Театра драмы. И большие традиционные постановки вроде «Мамаши Кураж» Романа Феодори из Барнаула, и камерные эксперименты — как кировский спектакль Бориса Павловича «Видимая сторона жизни», посвященный поэтессе Елене Шварц.

В номинации «Эксперимент» фигуранты мало чем отличаются от предыдущих лет. Традиционно присутствует «Дерево» Антона Адасинского, новое виртуальное шоу Инженерного театра АХЕ, а также две постановки от новой драмы — талантливый вербатим Театра.doc «Зажги мой огонь» и «короткометражный» спектакль Виктора Рыжакова «Боги пали», который играют в редакции журнала «Афиша». Что поделать: экспериментаторы на нашей почве родятся редко. Да и новые режиссерские имена появляются не так часто: среди номинантов их всего два — Дмитрий Егоров и Роман Феодори (хотя оба уже участвовали в программах «Маска+«), остальные — мэтры старшего и среднего поколений.

Что касается музыкального театра, то при скудости конкурса в номинациях «современный танец» и «мюзикл/оперетта» большие жанры (опера и балет) представлены весьма мощно. В опере, помимо основных столичных игроков — Большого с «Золотым петушком», Мариинского с «Аидой» и «Мертвыми душами», Михайловского с «Богемой» и Театра Станиславского со «Сказками Гофмана», в конкурсе будут участвовать театры из Екатеринбурга, Казани и Астрахани. В балете уверенно лидирует Большой — у него в конкурсе целых четыре спектакля: Chroma, Cinque, Herman Sherman и «Утраченные иллюзии». У Михайловского и Театра Станиславского и Немировича-Данченко по две позиции, а у Мариинки всего одна, зато какая — «Парк» с Дианой Вишневой. Провинцию здесь традиционно представляют Пермь и Новосибирск. Бросается в глаза, что в балетном конкурсе совсем нет классики. Самая старая вещь — это «Кармен» Ролана Пети из Новосибирска. Правда, тут много переносов знаменитых уже балетов XX века. Но есть и новые оригинальные постановки, что не может не радовать.

Как обычно, у «Золотой маски» будет много внеконкурсных программ: к традиционным «Премьерам Мариинского театра» в этом году добавится проект «Михайловский театр в Москве». В программе «Легендарные имена и спектакли» будут показаны постановки Кристиана Люпы «Персона. Тело Симоны» и «Персона. Тело Мэрилин». Также в рамках «Маски» пройдет фестиваль «Новая пьеса» и проект «Эдинбургский Фриндж», представляющий самые интересные спектакли знаменитого шотландского фестиваля. В общем, весной театральных гурманов ждет настоящее пиршество.



оригинальный адрес статьи