Театральная компания ЗМ

Пресса

1 апреля 2011

От докудрамы до карнавала

Ада Шмерлинг | Известия Неделя

"Золотая маска" неумолимо приближается к тому торжественному дню, когда будут объявлены наконец, после шестинедельного фестивального марафона, имена победителей главной театральной премии России. А пока на "Золотой маске" - неделя экспериментов.



Наиболее сильными кандидатами на звание лучшего экспериментального спектакля (помимо "Часа восемнадцати" в Театре.doc, о котором шла речь на прошлой неделе) выглядят две работы Школы драматического искусства (ШДИ) - опера "Гвидон" в постановке Александра Огарева и Олега Глушкова и "Тарарабумбия" Дмитрия Крымова, сделанная по заказу Чеховского фестиваля к 150-летию классика.

Спектакль Крымова, поставленный в жанре карнавального шествия, наделал много шума в прошлом сезоне. Прежде всего благодаря своей оригинальной формообразующей концепции: многоликая коллекция чеховских персонажей большими группами или по одиночке проходит перед публикой по подиуму, как на показе мод. В спектакле занято более 80 актеров, которые за полтора часа сценического действия многократно меняют костюмы, чтобы показать примерно 300 разных персонажей, рожденных режиссерской фантазией Дмитрия Крымова по мотивам различных произведений Чехова. Кроме того, вместе с артистами на подиуме появляется множество кукол - от крошечных марионеток до огромных шестовых кукол в человеческий рост.

Опера "Гвидон", написанная композитором Александром Маноцковым по произведениям обэриута Даниила Хармса и поставленная режиссерским дуэтом Александра Огарева и Олега Глушкова, - куда более камерный спектакль. В отличие от "Тарарабумбии", которая идет в большом зале ШДИ и занимает под костюмы даже часть зрительского фойе, "Гвидона" играют в "Глобусе". Этот зал ШДИ впечатляет не размером, а формой (имитация шекспировского театра) и техническими возможностями. Сцена "Глобуса" может подниматься и опускаться во время действия, что позволяет менять акустические характеристики зала. Для "Гвидона", в котором витиевато переплетены мотивы церковных и фольклорных песнопений, легкой музыки, классики и ритуальных мелодий Востока, такие возможности зала как нельзя кстати.

Спектакль Евгения Григорьева, режиссера-кинодокументалиста, чей театральный эксперимент поддержали Театр им. Йозефа Бойса, Документальный дом "Первое кино" и Театр.doc, на фоне других номинантов выглядит не столь перспективным кандидатом на "золото". Тем не менее его постановка, базирующаяся на новодрамовской пьесе Нины Беленицкой, достойна внимания - хотя бы за тему (текст написан по мотивам реальной истории "пионера-героя" Павлика Морозова) и демонстрацию новых идей в использовании уже довольно старого театрального приема с видеопроекциями.

Пермский спектакль Бориса Мильграма "Жизнь человека" - единственный номинант, вносящий интригу в конкурс, где из пяти кандидатов в номинации "Эксперимент" - четыре московских спектакля, так или иначе, знакомых столичной публике, и только одна постановка из российской провинции. Дополнительный интерес к работе Мильграма добавляют еще два факта. Во-первых, постановщик - вице-премьер Пермского края, тот самый, который отвечает за амбициозный эксперимент по преобразованию Перми из депрессивного российского захолустья в центр современной культуры международного уровня. Во-вторых, автор пьесы - Леонид Андреев, своей философской притчей "Жизнь человека" вдохновивший столетие назад Станиславского на опыты по освоению эстетики символизма.


оригинальный адрес статьи