Театральная компания ЗМ

Пресса

25 марта 2011

"Час восемнадцать"

Ада Шмерлинг | Московскя неделя

Cпектакль о 37-летнем юристе Сергее Магнитском, который, находясь под следствием в "Матросской Тишине", в ноябре 2009-го умер от острого приступа панкреатита, не получив врачебной помощи, - главный кандидат на "Золотую маску-2011" в номинации "Эксперимент". Во всяком случае, на фоне остальных претендентов, увлеченных поисками в сфере визуальной выразительности, этот спектакль, ценный прежде всего своим содержанием, может стать фаворитом жюри.

Магнитский, как известно, работал аудитором в иностранной компании и был арестован по обвинению в том, что способствовал уклонению от уплаты налогов одного из своих клиентов. Ни этот факт, ни истинные причины его ареста (по неофициальной версии, Сергей Магнитский якобы помешал кому-то умыкнуть крупную сумму из госбюджета) Театру.doc не важны.

Основываясь на дневниках и письмах Магнитского, а также на документах Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, авторы спектакля пытаются на примере истории Магнитского сигнализировать о более важных проблемах - изъянах судебной и пенитенциарной системы, позволяющей остаться безнаказанными тем, кто считает возможным смертельно больного заключенного связать по рукам и ногам и бросить умирать на полу, а через семьдесят восемь минут, как в случае с Магнитским, спокойно констатировать смерть.

Жанр спектакля сам Театр.doc определяет как "Суд, которого не было, но который должен быть". Стилистически это 40-минутное представление - образец театрального минимализма и режиссерской аскезы. В нем нет никаких внешних атрибутов театральной условности - ни декораций, ни специального освещения, ни музыки, ни грима. Есть только артисты, которые играют в чем пришли, и пьеса, сконструированная Еленой Греминой как имитация судебного процесса.

Являясь логическим продолжением идеи документального театра, "Час восемнадцать" ведет своих авторов - идеологов движения "новой драмы" Михаила Угарова и Елену Гремину - прямым путем к редкому у нас жанру политического театра. И если учесть, что все видевшие этот спектакль воспринимают его не просто как единственное в своем роде явление в современном российском театре, но и как сильный гражданский поступок, у спектакля Театра.doc в этом качестве действительно нет соперников - ни в номинации "Эксперимент", ни шире - во всех театрах нашей страны.


оригинальный адрес статьи