Театральная компания ЗМ

Пресса

21 марта 2011

"Иудейка" спасена

Марина Тимашева | радио "Свобода"

Опера Жака Франсуа Фроманталя Галеви была написана и впервые представлена в Париже в 1835 году, двумя годами позже поставлена в Петербурге, но мало кто знает ее под названием "Иудейка". В мире она более известна как "Жидовка", в СССР - как "Дочь кардинала". В Михайловском театре ее переименовали - и правильно сделали. "Дочь кардинала" не имеет отношения к оригинальному названию, слово "жидовка" в России звучит оскорбительно, "Еврейка" тоже не годится - в произведении речь идет о вере, а теперь вовсе не все евреи религиозны.



Либретто принадлежит Эжену Скрибу. Рахиль влюбляется в человека, который выдает себя за Самуила. На самом деле, он - христианин, князь Леопольд. Он помолвлен с принцессой Евгенией, но предлагает возлюбленной Рахили бежать вместе с ним. План, однако, рушится: о нём узнает отец Рахили Элеазар. Рахиль приходит на свадьбу Леопольда и публично признается в греховной связи, которая по тем временам (действие происходит в 1414 году в Констанце) грозит им обоим смертью. В последний момент, чтобы спасти Леопольда, Рахиль снимает с него обвинение. Сюжет заканчивается гибелью Рахили и Элеазара. Но прямо перед трагическим финалом выясняется, что обреченная на смерть Рахиль - дочь кардинала, когда-то спасенная и выращенная Элеазаром.



Французский композитор Галеви был сыном кантора, основателя еженедельника "Французские евреи" и составителя франко-еврейского словаря, то есть хорошо знал особенности католической и иудейской культур. Интересовали его темы возмездия, милосердия и религиозного фанатизма.



Если в уме сложить сюжет Скриба с именами европейских режиссера и художника - Арно Бернара и Герберта Мурауэра, - то станет ясно, что оперу сильно сократят, а действие перенесут во времена нацистской оккупации. Не стоит даже говорить о том, что история XV века к истории века двадцатого не имеет никакого отношения, но это постановщиков ничуть не смущает. По сцене бегают "краснорубашечники", они волокут, толкают, бьют плетками бедных евреев, а выполнено это так, что опера из трагической то и дело норовит превратиться в комическую.

Однако, вот она - волшебная сила искусства: стараниями музыкантов и вокалистов "Иудейка" спасена.



Очень достойно звучал оркестр под управлением Петера Феранеца, очень хорошо пели Гари Питерс ( Кардинал), Джан Лука Пазолини (Леопольд), Наталья Миронова ( Евгения) и Татьяна Рягузова ( Рахиль). Удивительно, что на премию номинирован режиссер, зато Татьяна Рягузова на награду не претендует; но оставим это на совести экспертного совета.



Зато можно хоть сейчас награждать американского тенора Нейла Шикоффа. Партию Элеазара он спел впервые в Венской опере в 1999 году, видимо, тогда же во всех подробностях и деталях продумал образ своего героя, и пустые концепции режиссера помешать ему не сумели. Голос Шикоффа, его сила, диапазон, вокальная техника, артикуляция - выше всяких похвал. Как звучит финальная ария: тут и плач, и молитва, и колыбельная, и народная песня, и - настоящее страдание.

Голос Шикоффа опирается на грандиозное драматическое дарование. Его Элеазар - мощнейший образ и совершенно понятный характер: фанатичный и мстительный, истово религиозный и жадный, строгий до жестокости, но истинно любящий отец. Оперный Шейлок.

После такого исполнения впору переименовать оперу еще раз - чтобы отныне она называлась не "Иудейка", а "Иудей".


оригинальный адрес статьи