Театральная компания ЗМ

Пресса

11 марта 2011

Мировая война и другие неприятности

Ада Шмерлинг | Московская неделя

Вторая серия польских спектаклей, которые привозит в Москву фестиваль "Золотая маска" при участии Института Адама Мицкевича, не может похвастаться громкими именами. Однако и 37-летняя Майя Клечевская, представляющая то же поколение польских режиссеров, что и Ян Клята, и 33-летний видеохудожник, актер, драматург и перформер Войтек Земильский, и анархистская арт-группа "komuna//war-sza-wa", образовавшаяся в начале в 90-х, - сильные игроки на польской сцене.



Начнется выступление новых ньюсмейкеров из Польши с перформанса "Железнодорожная опера" на Киевском вокзале. Это представление - копродукция двух независимых театральных компаний: варшавской группы "komuna//warszawa", работающей на стыке драматического театра, визуального искусства и перформанса, и московского "Liquid Theatre", который практикует редкий для России жанр site-specific. Импульсом к творчеству в этом жанре может стать любой объект архитектуры или садово-парковой культуры. При этом форма и содержание спектакля всегда диктуются местом его исполнения. Партитура "Железнодорожной оперы" складывается из суеты вокзальной жизни.



В музыкальном отношении перформанс на Киевском отсылает к работам Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена, Брайана Ино и группы Kraftwerk, вдохновленным объектами индустрии и транспорта. В то же время этот проект является продолжением традиций уличного и физического театра, а также других видов визуальных искусств.

Синтез жанров и традиций отличает также стиль работы Майи Кличевской. В основе ее спектакля "Вавилон" - поэтические монологи лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек, написанные под впечатлением войны в Ираке и объединенные автором в пьесу "Бэмбиленд". По сути этот текст - жесткая вербальная рефлексия на тему современного общества потребления, находящегося в состоянии негласной третьей мировой войны. В режиссерской интерпретации Кличевской идеи Елинек представлены метафорически - как новый Вавилон, жизнь которого держится на насилии. Причем такое преступление против человечности, как пытки заключенных в тюрьме Абу-Грейб, - только одна из многих реалий нашего времени, присутствующих в этом спектакле как совокупность эмоционально сильных и визуально ярких образов.

Способность откликаться на социальные проблемы, не исключая при этом возможности экспериментов с формой, - характерная черта современного польского театра, которую по-своему демонстрирует и спектакль Войтека Земильского "Небольшой рассказ". Поводом для этого театрального высказывания, сделанного в жанре монодрамы, стал факт из биографии деда Земильского, в прошлом очень уважаемого человека, который в результате обнародования в 2006 году фактов его сотрудничества с советскими органами госбезопасности провел остаток жизни в атмосфере общественного остракизма.

В Польше очень личный спектакль Земильского о диктатуре исторической памяти и праве на забвение вызвал сильный общественный резонанс. В то же время в России подобная тема всерьез не поднималась, кажется, со времен "Покаяния" Тенгиза Абуладзе. Что вольно или невольно и подчеркивается включением "Небольшого рассказа" в программу фестиваля "Польский театр в Москве".


оригинальный адрес статьи