Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2005

"Золотая Маска" на родине русского театра

Анастасия Сорокина | Прямые инвестиции

13-19 февраля 2004 года в Ярославле на сцене Театра юного зрителя состоялся региональный фестиваль Национальной театральной премии «Золотая Маска». Ярославль стал в этом году первым из участников специальной программы «Лучшие спектакли — лауреаты и участники «Золотой Маски» в городах России». Выбор устроителей фестиваля можно расценивать и как признание заслуженного театрального статуса города, и как своеобразный аванс, который провинции с большим художественным потенциалом еще предстоит отработать.

Региональные программы «Золотой Маски» проводятся с 2000 года совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии при поддержке Сбербанка России. Их основная цель, как декларируют организаторы, — познакомить регионы с лучшими образцами отечественного театра, возобновить и развить гастрольную деятельность театров страны.


Масштабы регионального проекта на этот раз шире, чем даже в прошлом, юбилейном для «Золотой Маски», году: Ярославль стал отправным пунктом на карте гастролей, а далее мини-фестивали проследуют еще по десяти городам: это Норильск, Омск, Чебоксары, Санкт-Петербург, Челябинск, Магнитогорск, Тюмень, Тверь и Лысьва. Кроме того, с нынешнего сезона «Золотая Маска» впервые выйдет за пределы России и проведет специальную программу, включающую спектакли, семинары и мастер-классы, в Таллинне. Резонанс региональных программ таков, что города уже соперничают за право проведения фестиваля на своей территории.


Ярославль — город театральный, театр вошел в стиль его жизни. Здесь в 175О году вдохновенными трудами Федора Волкова были поставлены первые спектакли на русском языке. Здесь начинала выдающаяся актриса Любовь Никулинэ-Косицкая, отсюда взошел на мхатовскую сцену великий Иван Москвин, здесь родился и сюда любил возвращаться легендарный Леонид Собинов. Сейчас в 600-тысячном городе действуют четыре профессиональных театра, постоянно приезжают на гастроли труппы из других городов, особенно часто, благодаря недальним расстояниям, бывают москвичи и петербуржцы. Постоянно проводятся любительские спектакли. Город известен и своими современными театральными школами. Ярославль неоднократно становился также и центрам проведения театральных фестивалей. Уже несколько лет на сцене старейшего российского Государственного академического театра имени Федора Волкова проводится международный Волковский фестиваль. Театр юного зрителя предоставлял свою сцену для гастролей молодежных театров. На сцене Учебного театра Ярославского государственного театрального института проходит фестиваль «Подиум», на котором представляют свои лучшие работы театральные вузы России.


Однако проведение «Золотой Маски» как единственного а стране театрального «фестиваля класса А» - не просто праздник театра и не просто смотр-конкурс. Это мерило и критерий, по которым местная театральная общественность может судить о том, что такое настоящий, современный, высококлассный театр.
Инициатором гастролей выступила администрация Ярославской области. Фестивалю оказали содействие губернатор Анатолий Лисицын и его заместитель Ирина Скороходова, мэр города Виктор Волончунас и заместитель мэра Людмила Сопотова, департамент по культуре и туризму администрации области и его директор Юрий Иванов, комитет по культуре мэрии Ярославля.


С 2003 года генеральным спонсором фестиваля является Сбербанк России. В Ярославле праздник театра организован Северным банком Сбербанка России. На пресс-конференции перед началом спектаклей председатель Северного банка Сбербанка России В.П. Рыбин обьяснил, почему Сбербанк стал генеральным спонсором Национального театрального фестиваля и премии: «Фестиваль является крупным федеральным проектом, который зарекомендовал себя, показал свою состоятельность: уже десять лет вся Россия имеет еозможность знакомиться с лучшими достижениями в области театрального искусства. Мы всегда декларировали в своей политике и стратегии приоритетную социальную направленность. И, безусловно, такой значимый федеральный проект не мог пройти мимо Сбербанка. Бюджет фестиваля очень емок, и это связано в первую очередь с широкой географией гастролей. Поэтому по всей России «Золотую Маску» сопровождает Сбербанк: это Юго-Западный банк, Западно-Сибирский, Северо-Западный банк. Здесь, в Ярославле, фестиваль пришел на территорию действия Северного банка». Представители Северного банка сделали все, чтобы окружить мастеров театра вниманием. Были и приветствия, и цветы, и ценные подарки.


В ярославском фестивале участвовали выдающиеся театры России, в недавнее время (200О-2004 годы) ставшие лауреатами и номинантами премии «Золотая Маска». Афиша была составлена так, чтобы, во-первых, охватить все виды театра: драматический, музыкальный и кукольный, во-вторых, развернуть перед зрителями всю картину современной театральной жизни, весь диапазон театрального искусства: от драматического театра до современного танца, от классической трагедии до детского кукольного спектакля, от «современной классики» до авангардного эксперимента. За неделю ярославцы увидели шесть спектаклей (дневной детский кукольный спектакль прошел дважды, поскольку тюзовский зал Кукольного театра невелик).


Зрители имели возможность оценить необычную версию романтической пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак», поставленную в Театре Евг. Вахтангова Владимиром Мирзоевым с Максимом Сухановым и Ириной Купченко в главных ролях. Суханов — лауреат премии «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль, популярный киноартист и безусловный фаворит ярославской публики, особенно после того, как на специальной пресс-конференции перед началом «Сирано де Бержерака» журналисты выяснили, что с Ярославлем связаны его генеалогические корни. Наибольший зрительский интерес и даже горячие дискуссии в антракте вызвала нестандартная трактовка образа Сирано: то брутального, то лиричного, то клоуна, то стойкого героя.
Невероятными страстями и яркой образностью был наполнен спектакль Андрея Прикотенко и Молодежной мастерской Санкт-Петербургского театра «На Литейном» «Эдип-царь» по трагедии Софокла, где все роли разыграны тремя молодыми актерами: Ксенией Раппопорт, Тарасом Бибичем и Игорем Ботвиным. Древние стихи в старинном переводе сначала с трудом воспринимались современными слушателями, но постепенно зал начал им внимать, зрители оказались заворожены живым огнем жертвенника на сцене, тревожным запахом благовоний. Минимум декораций, графичная пластика актеров, парадоксальная смесь пародии с древним ужасом, стремительные переходы от отчаяния к надежде и обратно заставили сегодняшних зрителей, как и две с половиной тысячи лет назад, пережить в финале катарсис, очищающее душу сострадание.


Отточенный стиль и вкус ощущались в острой современной хореографии Русского камерного балета «Москва», исполнившего два спектакля — «Взлом» (The Rouge Tool) в постановке Пола Селвина Нортона на музыку Фреда Фриза и «Весну священную» Режиса Обадиа по прославленному произведению Игоря Стравинского. Интерес к этим работам особенно был заметен со стороны ярославской артистической молодежи, впрочем, остались довольны и все остальные любители балета. Для маленьких яро-славцев фестиваль приготовил изящную и обаятельную «Золушку» петербургского театра «Кукольный дом», где с марионетками легко и тонко играет единственная артистка — Элина Агеева.

Неслучайно «Золушка» получила две «Золотые Маски» — за лучший спектакль и за лучшую работу актера.
Особый интерес публики вызвала работа, еще только представленная на премию «Золотая Маска», номинант 2О05 года, спектакль Театра-студии под руководством Олега Табакова «Дядя Ваня» по Чехову в постановке Миндаугаса Карбаускиса, таким образом, ярославцы увидели не только уже
признанные шедевры, но и прикоснулись к атмосфере конкурсной борьбы, поскольку результаты будут объявлены на торжественной церемонии вручения премии только в
апреле. Этот спектакль собрал полный зал во многом благодаря участию звездной пары — народного артиста РФ Олега Табакова и Марины Зудиной, сыгравших в нем профессора Серебрякова и его жену.




оригинальный адрес статьи