Театральная компания ЗМ

Пресса

27 декабря 2010

Театр-2020: время командных зачетов

Марина Давыдова | www.OpenSpace.ru

Оборачиваясь на ушедший 2020 год, невольно вспоминаешь год 2010-й. Именно тогда впервые наметилась удивительная метаморфоза нашего сценического ландшафта, которая теперь де юре зафиксирована в программе «Золотой маски», главном камертоне российской театральной жизни.

Афиша премии в разделе «Драматический театр», как все помнят, делилась прежде на две категории — «Лучшие спектакли большой формы» и «Лучшие спектакли малой формы». Теперь это, признаться, довольно искусственное деление сменилось другим: «Лучшие спектакли больших мастеров» и «Лучшие спектакли их младших современников». К большим мастерам относятся режиссеры старше сорока пяти лет. Среди них уже совсем пожилые, но по-прежнему остающиеся главными театральными ньюсмейкерами патриархи отечественного театра и режиссеры среднего поколения — Сергей Женовач, Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Андрей Могучий... Все они соревнуются индивидуально — каждый сам за себя. Для режиссеров же моложе 45 лет предложена командная форма соревнования.



Впервые эта идея была опробована как раз в 2010 году, когда в афишу «Золотой маски» рядом со спектаклями Петра Фоменко, Валерия Фокина, Адольфа Шапиро, Льва Эренбурга включили проект РАМТа «Молодые режиссеры — детям», выдвинув в рамках проекта сразу четыре спектакля четырех выпускников курса Сергея Женовача. Спектакли были перечислены в афише через запятую, а фамилии поставивших их режиссеров не упоминались вовсе. Несмотря на все усилия, эксперты в тот год так и не смогли вычленить из четверки симпатичных молодых ребят какую-то одну яркую индивидуальность и обнаружить среди четырех милых работ ту единственную, что смогла бы соревноваться с работами представителей старшего поколения на равных. Так и выдвинули — всех скопом!

В 2010 году еще казалось, что случай с рамтовским проектом — любопытное исключение из правила. Вот-вот нагрянут дерзновенные, пролагающие новые пути в искусстве молодые режиссеры, которые заставят о себе говорить. Но шли годы, а театр продолжал прирастать милым, симпатичным, овладевшим некоторыми секретами мастерства молодняком, эдакими «отличниками» и «отличницами» факультета режиссуры, фамилии которых никто уже даже и не пытался запомнить. Надеялись, что из лона курсов Кирилла Серебренникова выйдет какой-нибудь enfant terrible и заткнет за пояс «отличников». Тоже не случилось. Режиссеров становилось все больше, ярких индивидуальностей не стало вовсе. Их если и запоминали, то исключительно по имени мастера. В связи с этим последние пять лет в кулуарах «Золотой маски» стала муссироваться идея командных зачетов. Теперь она обрела законченную организационную форму. В этом году за «Золотую маску» борются:

Ученики Сергея Женовача (пять фамилий)

Ученики Олега Кудряшова (четыре фамилии)

Ученики Кирилла Серебренникова (четыре фамилии)

Ученики Евгения Каменьковича (три фамилии)

ну и, наконец,

Молодые режиссеры «Театра.doc» (двадцать фамилий)

В последнюю подгруппу входит внушительная армия постановщиков, воплощающих новые пьесы в камерном пространстве. Не обязательно непосредственно в самом «Театре.doc» — понятие в данном случае трактуется расширительно. Кстати, сам «Театр.doc» в этом году наконец-то выехал из своего закутка на 30 мест в Трехпрудном переулке и въехал в новый, несколько более просторный подвал, в котором — спасибо московскому Комитету по культуре — помещается сразу 55 зрителей.

Предсказать исход командных забегов мы не беремся. Что же до режиссеров, соревнующихся индивидуально, то тут большие шансы на победу у Сергея Женовача со спектаклем «Учение Христа, изложенное для детей» по одноименному произведению Л.Н. Толстого, у Кирилла Серебренникова со спектаклем по новому роману Натана Дубовицкого «Околодвухнолей» и у Дмитрия Крымова со спектаклем «Композиция № 16».

Самые же большие шансы на победу у Дмитрия Чернякова, который выступит в жанре, им самим изобретенном, — «рассказ о непоставленном спектакле». На сей раз всемирно известный режиссер вдохновенно рассказал московским зрителям о том, как в рамках юбилейного года Ф.М. Достоевского он не поставил его роман «Подросток».

Ну и, наконец, главное достижение «Золотой маски» и всей театральной культуры — решение вручать премию не только артистам, режиссерам, сценографам, но и зрителям. В связи с небывалым расслоением театральной аудитории номинацию пришлось разделить на две части — «Лучший фестивальный зритель» и «Лучший зритель московских премьер». Так же как в номинации «За честь и достоинство» лауреаты премии в этих номинациях известны заранее.



Лучшим фестивальным зрителем — 2020 признан студент Высшей школы экономики Аскольд Собакин, умудрившийся посмотреть в 2020 году 203 спектакля 47 московских международных театральных форумов. Он представил администрации «Маски» корешки от купленных на спектакли билетов.

Победитель в номинации «Лучший зритель московских премьер» определился путем анкетирования. В этом году победа досталась московской пенсионерке Алевтине Юпуртышкиной. Ей единственной удалось ответить сразу на три из пяти вопросов масочной анкеты:

1. Действительно ли герой бессмертной комедии Гоголя Хлестаков оказался ревизором?

2. Кто кого отравил в маленькой трагедии Пушкина — Моцарт Сальери или Сальери Моцарта?

3. Кто явился Гамлету, принцу датскому, — тень отца или тень матери?

4. О какой Кате идет речь в цитате: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?

5. Сколько сестер было в пьесе Чехова «Три сестры»?

По традиции известны заранее и имена победителей в номинации «За поддержку театрального искусства». Высшую театральную награду получат в этом году мэры Омска и Новосибирска Иван Бывалый и Леня Питерский. «Маски» присвоены им за то, что на территории вверенных им городов ни один театр в течение 2020 года не был превращен в боулинг или ночной клуб.


оригинальный адрес статьи