Театральная компания ЗМ

Премии «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа композитора», Специальная Премия Жюри музыкального театра Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету»
одноактная опера для скрипки соло, камерного хора и ударных

Либретто: Алексей Сюмак, Ольга Власова, Кристина Йоффе и Анастасия Нутрихина на основе биографии и произведений Эзры Паунда

Музыкальный руководитель и дирижер: Теодор Курентзис
Режиссер-постановщик и художник по свету: Семен Александровский
Художник-постановщик: Ксения Перетрухина
Художник по костюмам: Леша Лобанов
Хормейстер-постановщик: Виталий Полонский
Хормейстеры: Валерия Сафонова, Ольга Власова
Ассистент художника по свету: Алексей Хорошев

Солисты: Ксения Гамарис, Элени-Лидия Стамеллу, Серафим Синицын, Виктор Шаповалов
Хор и оркестр musicAeterna

Исполняется на английском, латинском, греческом, французском и других языках

Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Age category 16+
Главное произведение Паунда, «Cantos», которое он писал на протяжении всей жизни, это попытка создать новый эпос, который объединит Восток и Запад, возродит великих поэтов и мыслителей прошлого и склеит расколотый мир. «Cantos» – это новая Одиссея, плавание за знанием, как называл его сам поэт. Это путешествие в мир теней, в загробный мир, чтобы вернуться оттуда обновленным, найти свою утраченную любовь, свой свет и явить его миру. Философ Маршалл Маклюэн называл Паунда «первым жителем global village». Поэт Томас Стернз Элиот считал его своим учителем и наставником. Эрнест Хемингуэй, получая Нобелевскую премию, сказал, что по праву она должна принадлежать Эзре Паунду. Аллен Гинзберг ездил к нему на поклон в шестидесятые, когда Паунд, уже старик, жил затворником в Венеции и почти ни с кем не разговаривал. При этом сам Паунд глубоко разочаровался в своих «Cantos». Он раскаивался в том, что ввел в них политику и безнадежно испортил их своим «провинциальным антисемитизмом». Текст, который должен был быть интуитивно понятен любому человеку, новая мифология, призванная была объединить людей, – оказалась очень сложной. «Cantos» невозможно читать без комментариев, и даже с комментариями понять их непросто. То, что Паунду оказалось недостаточно поэзии и он увлекся экономикой и, как следствие, политикой, стал сторонником Муссолини, вел на итальянском радио антисемитскую передачу, выступал против политики Рузвельта, был лишен американского гражданства и объявлен врагом народа, осужден, помещен в психиатрическую больницу на 12 лет, сидя в которой, он опубликовал сборник стихов, признанный лучшим поэтическим текстом Америки, закончил свою жизнь отшельником в Венеции, приняв обет молчания – все это очень яркий слепок ХХ века. Предыдущий век поставил перед нами вопросы, на которые мы до сих пор ищем и не находим ответов. Паунд проиграл в своей борьбе, но возможно ли в борьбе победить? Одно понятно: не вступить в эту борьбу поэт не мог.
Алексей Сюмак рискнул воплотить в опере то, что составляет сокровенную суть паундовской судьбы и его творения. Партитуру «Cantos» он написал для сольной партии скрипки и сложнейшей, синтетической партии хора, звучащего хоралами и речитативами на «паундовском» языке – смешении поэзии, разговорных реплик на разных языках, гулов, шепотов, вздохов. Звуковой фон к слову – тихие раскаты литавр и будоражащие удары гонга. Скрипичные соло – арии внутреннего голоса самого Паунда, взвивающиеся каденциями, рассыпающиеся тихими стаккато, вибрирующие микронными трелями. Этот звуковой мир – часть живой мистерии, которую должен переживать каждый, пришедший на спектакль. Так задумали постановщики, подступившие к синтетическим мирам Паунда, где невозможно вычленить конкретное время, место, событие, отражающееся в зеркалах других пространств. Именно поэтому реального времени в спектакле нет. И места тоже.
Алексею Сюмаку посчастливилось написать сочинение для хора MusicAeterna, одного из лучших в стране, равно как и коллективу Пермского оперного театра выпала возможность взять новую высоту: хор, который прошел испытание барочной музыкой, венскими классиками, романтиками и авангардом, становится своего рода солистом и главным действующим лицом оперы «Cantos».
Композитор опирается на историю жизни и творчества Эзры Паунда – американского поэта, чья трагическая судьба связана с социальной и политической парадигмой XX века: поддержка фашизма, суд, потеря памяти, психиатрическая больница, признание. Добровольное изгнание с обетом молчания, закончившееся тем, что признанный мастер слова в конце жизни лишь мычал.
Постановщики спектакля режиссер Семен Александровский и художник Ксения Перетрухина, кажется, отталкиваются не столько от истории самого Паунда, сколько от духа его времени, времени двух войн, перевернувших мировую историю и обесценивших человеческую жизнь. Их постановка – путешествие в мир теней, в элизиум, где обитают жертвы ХХ века, путешествие, куда вовлечены и зрители, которым предстоит пережить невероятный опыт погружения в спектакль.

На странице использованы фотографии Гюнай Мусаевой и Марины Дмитриевой