Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Балет / спектакль
работа дирижера ()
работа художника ()
работа художника по костюмам ()
работа художника по свету ()
женская роль ()
женская роль ()
мужская роль ()
балет в 3-х действиях (5-ти картинах)

Либретто: Мариус Петипа, Сергей Худеков
Хореография: Мариус Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани с отдельными танцами Константина Сергеева и Николая Зубковского

Музыкальный руководитель и дирижер: Артем Абашев
Балетмейстер-постановщик: Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова (по мотивам эскизов Евгения Пономарева)
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент художника-постановщика: Светлана Нечаева

Артисты: Полина Булдакова, Сергей Крекер, Булган Рэнцэндорж, Габриэл Лопес, Марат Фадеев, Денис Толмазов, Иван Ткаченко, Тарас Товстюк, Анастасия Костюк, Яна Сурсякова, Екатерина Мосиенко, Шион Мияхара, Артем Мишаков, Сайрон Перейра, Александр Таранов, Ляйсан Гизатуллина, Анна Терентьева, Альбина Рангулова, Ольга Завгородняя

Симфонический оркестр театра

Продолжительность 2 ч. 55 мин.
Age category 12+
Соотнеся разные редакции, которых, в общем-то, не так много, я выбрал версию Пономарева–Чабукиани. Изначально я хотел подвергнуть ее некоторой редакции, но чем больше погружался в материал, тем большим уважением проникался к этим авторам и их работе. Мне кажется, их версия наиболее близка к тексту самого Петипа в редакции 1900 года. Это академическая версия, в полной мере передающая замысел и эстетику позднего романтизма Петипа. Это прекрасный балет, действительно шедевр, на котором будут расти поколения как артистов, так и зрителей. Так что, думаю, это историческое событие для Перми.
Главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко своими постановками давно доказал, что умеет и любит работать с балетной классикой в разных формах – редактировать, восстанавливать, стилизовать и делать самостоятельные постановки. В данном случае отказ от авторского вмешательства и выбор самой стандартной из существующих редакций – высказывание само по себе: изменения в балете вызваны не только желанием приобщиться к славе классика, но и жизненными реалиями, которые можно лишь стараться аккуратно примирить с прошлым. Мирошниченко, воспитанник петербургской балетной школы, сам осуществил постановку. Он восстановил хореографию Петипа и его советских редакторов Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани, приспособил ее к миниатюрной пермской сцене и тщательно все отрепетировал. Но от предшественников, презиравших «непонятную» пантомиму и отказывавшихся от нее ради героизации и виртуозности танца, работу Мирошниченко отличают мимические сцены – они воспроизведены настолько скрупулезно и осмысленно, что кажутся гораздо более подробными. На крошечной сцене в Перми возник тот Большой театр, которого сегодня не увидишь в Москве.
Классическая трехактная редакция Мариинского театра, созданная в 1941 году Вахтангом Чабукиани и Владимиром Пономаревым, переодета и преображена с учетом опыта реконструкций 2000-х годов. Потеряв по техническим причинам еще до революции четвертый акт – акт возмездия, – «Баядерка» сменила жанр на любовную мелодраму, но утратила сюжетную целостность. В постановке Пермского театра оперы и балета предпринята дерзкая попытка восстановить утраченное единство. Придуманные декорация и костюмы близки эскизам Евгения Пономарева, сделанным по версии Петипа 1900 года. Пермская постановка визуально вписана в культуру оформления эпохи Ивана Всеволожского, которой мы обязаны большинством балетной классики. Но через игру артистов старинный балет резонирует актуальной повестке, потому что Никию губят не столько соперница Гамзатти, сколько наделенные властью, авторитарные мужчины, – раджа, чьи политические планы она нарушила, и Великий брамин, которого отвергла.

В очередной раз Алексей Мирошниченко подтвердил свои приоритеты: когда-то его занимал бессюжетный балет и чисто музыкальные танцевальные номера. Сегодня увлекают задачи воссоздания востребованных публикой полнометражных сюжетных спектаклей. Причем в полной гармонии (по заветам Петипа!) слагаемых элементов, включая не только все виды танца, но и выразительную пантомиму. Воспитать артистов, умеющих это делать с толком, не так просто. Похоже, в Перми научились.

На странице использованы фотографии Антона Завьялова и Никиты Чунтомова