Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль малой формы
работа режиссера ()
работа художника ()
женская роль ()
по Павлу Санаеву
драма

Постановка, сценография, музыкальное оформление: Дмитрий Акриш

Артисты: Любовь Савина, Михаил Байкалов, Ирина Шалимова, Сергей Радьков, Владимир Рахманов, Иван Дробыш

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Age category 16+
Идея создания спектакля «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева возникла у меня еще во время учебы в ГИТИСе. Лейтмотивом спектакля стала тема столкновения между поколениями. Я стремился найти болевые точки как занятых в работе артистов, так и зрителей. И это стало основой работы, когда зритель находится внутри истории, становится частью происходящего, с ним ведется диалог, без пафоса и без политики. Это разговор о настоящих искренних отношениях.
В какой-то момент вам в зале становится просто трудно дышать в этой атмосфере накаленной любви-ненависти, непрощенной и многократно умноженной обиды, страха, укоров, запретов – безысходных в замкнутом лабиринте жизни бабушки, куда ненароком попали и мы. Самый близкий – не считая внука Сашеньки, – самый ревниво любимый и самый во всем виноватый (а кто же еще?!), поминутно необходимый героине персонаж драмы – муж. Сложнейшая в психологическом и пластическом отношении роль требует от исполнителя Сергея Радькова невероятного самообладания и эмоционального напряжения – при внешне скупой пластике рисунка роли передать целую гамму немыслимых переживаний – от скованной нежности, любви-раскаяния, чувства вины, сострадания, неприятия до сознания собственного бессилия, безмерной усталости, надломленности.
Спектакль поставлен по автобиографической повести Павла Санаева, которую автор посвятил своему отчиму Ролану Быкову. Это известно многим. Но спектакль Дмитрия Акриша рассказывает знакомую историю по-новому, словно под сурдинку, просто, украдкой, понизив голос. Ругаются родители и дети, враждуют мужья и жены, воюют семьи и страны. А самые отчаянные войны дома у мамы на кухне, − потому что ссоры здесь между самыми близкими людьми. Зрители не просто свидетели жизни, где любовь иногда страшнее ненависти. Они становятся стенами, которые помнят брошенные сгоряча слова; нервами, натянутыми до скрипа; венами, по которым течет кровь самых близких родственников. Каждый может почувствовать себя тем ребенком, за дверью чьей комнаты ругаются взрослые, и хрупкий мир трещит по швам. Пространство спектакля − как разорванная скатерть на семейном столе, где каждый тянет в свою сторону ребенка, при этом забывая о нем. Поэтому режиссер создал мир, в котором мальчик находится за пределами нашего видения, за стенами вывернутой наизнанку квартиры: мы лишь слышим, что сейчас он играет в своей комнате, а через минуту испуган и прячется от ссоры родных. В самом большом городе, на шумном перекрестке можно случайно встретить родного человека, в самом маленьком доме, в узком коридоре можно годами не встречаться взглядами с родными людьми.

На странице использованы фотографии К. Алексеева и А. Алпаткина