Театральная компания ЗМ
based on the novel by Ketil Bjornstad

PIANISTS

Theatre “Globus”, Novosibirsk
Presented in the frame of Russian Case 2019
Director: Boris Pavlovich
Age category 18+
Norwegian pianist and writer Ketil Bjornstad, our contemporary, wrote a reserved realistic novel about teenagers who embark on careers as pianists. What’s most valuable in it is how Bjornstad describes music. Director Boris Pavlovich transposes this way of describing music into theatre and stages a show without music as if it were sheet music. What emerges from it is, perhaps, the most Scandinavian production in the world. Cold as stone, symmetrical like Ikea and beautiful like fog in the woods before dawn. “Pianists” became the main event of the biggest theatre festival of Siberia “Novo-Sibirsk Transit” in 2018.

Alexey Kiselyov

Искусство должно стремиться к невозможному, а художник – превзойти свои возможности. О не всегда разделенной страсти к музыке, о любви и соперничестве молодых музыкантов – роман норвежского писателя, композитора, пианиста Кетиля Бьёрнстада и спектакль Бориса Павловича. Теме трагического несоответствия идеала и возможностей человека режиссер выбрал практически концертную, очень сдержанную форму подачи. Возможно, это единственно верный вариант, когда речь идет о таких предметах, как страсть или жажда совершенства. Герой Аксель Виндинг, от лица которого ведется повествование, выступает наблюдателем своей жизни. Герои состоят в отношениях внешне спокойных, скупых на выражение, но тем сильнее, как в каком-нибудь скандинавском нуаре, мы ощущаем их травматичность. Актеры театра «Глобус» оказываются скорее исполнителями текста, а не ролей, и в этом Борис Павлович наследует традиции театра Анатолия Васильева. В спектакле о любви к музыке, о ее разрушительной силе музыка практически не звучит. При том, что персонажи «Пианистов» без конца говорят о Брамсе, Равеле, Дебюсси. Но музыку производят актерские тела: актерский хор выступает а капелла, и музыка здесь – не столько мелодия, сколько искусство резонации, ровный гул, прерываемый короткими всхлипами женского вокала. И зрительские организмы начинают резонировать в ответ.

На странице использованы фотографии Виктора Дмитриева