Евгений Онегин
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, ПермьПремия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучшая работа режиссера» (Владиславс Наставшевс).
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Дарья Пичугина), «Лучшая мужская роль» (Константин Сучков, Александр Чернов).
лирические сцены
Либретто П.И. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина
Музыкальный руководитель: Михаил Татарников
Дирижер: Мигран Агаджанян
Режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам: Владиславс Наставшевс
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Михаил Иванов
Драматург: Дмитрий Ренанский
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Хормейстеры: Екатерина Антоненко, Антон Багров, Вячеслав Козленко
Ассистент режиссера: Татьяна Полуэктова
Ассистент художника по декорациям: Елизавета Борисова
Ассистент художника по костюмам: Майя Майер
Выпускающий продюсер: Анна Баланди
Артисты: Дарья Пичугина, Наталья Буклага, Лариса Келль, Екатерина Бачук, Константин Сучков, Александр Чернов, Владимир Тайсаев, Анатолий Шлиман
В спектакле принимают участие оркестр и хор театра
При поддержке Благотворительного фонда «Губерния»
Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+
«Евгений Онегин» – название, за которым стоит долгая и очень сложная, внутренне неоднородная сценическая история. Этапные (и не слишком) трактовки оперы Чайковского и наше их восприятие накладываются друг на друга и проступают сквозь партитуру «лирических сцен», образуя палимпсест. То, как мы слышим музыку Чайковского, неотделимо от этого палимпсеста – и мы при всем желании не можем делать вид, что работаем с «Евгением Онегиным» «как с чистого листа» – это, конечно, иллюзия.
Время – один из важнейших героев оперы Чайковского и ее литературного первоисточника. Согласитесь, что «Евгений Онегин» Пушкина с его легкой, летящей строфой – произведение, на самом деле совершенно безжалостное и не оставляющее никакой надежды. Это, кстати, особенно заметно по партитуре Чайковского – он вычитал из пушкинского романа главное: мотив быстротечности жизни и жестокости времени.
Наш спектакль построен на воспоминаниях главного героя – его действие разворачивается в пространстве памяти с ее неизбежными преломлениями и искажениями.
Время разрушает все – эта формула могла бы стать эпиграфом к «Онегину». В этом смысле опера Чайковского рифмуется с «Необратимостью» Гаспара Ноэ – вот еще один из возможных ключей к нашему спектаклю. Трагедия Онегина – в невозможности смириться перед временем, перед его течением, в невозможности исправить совершенные когда-то ошибки. Главный герой оказывается жертвой и заложником, навсегда запертым в лимбе прошлого. Он попытается выпрыгнуть из него в последней картине спектакля – но эта попытка окажется, конечно, тщетной.