Театральная компания ЗМ

Пожалуйста, дальше (Гамлет)

Компания Яна Дейвендака «Dreams Come True», Женева, Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург

Номинация на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в эксперименте»

Постановка: «Dreams Come True»
Авторы: Ян Дейвендак, Роже Барнат
Куратор российской версии спектакля: Антон Флеров
Сценография при участии Сильви Кляйбер
Графический дизайн: Мари-Клара Гонсалес, Николас Робель B.ü.L.b Grafix

Актеры: Роза Хайруллина, Семен Серзин, Алена Старостина

В копродукции с «Le Phénix scène nationale de Valenciennes» (Валансьен); «Huis a/d Werf» (Утрехт); «Théâtre du GRÜ» (Женева)

Резиденции: «Montévidéo» (Марсель); «Le Carré/Les Colonnes, Scène conventionnée» (Бланкфор)

Российская версия спектакля создана в рамках Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция.

Продолжительность от 2 ч. 30 мин. до 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
Справедливость не является точной наукой. Процесс отправления правосудия зависит от мужчин и женщин, занимающихся применением закона. Каждый судебный процесс представляет собой возобновляемые человеческие усилия, направленные на восстановление справедливости.
Ян Дейвендак
Создатели спектакля соединили шекспировский сюжет с обстоятельствам реального дела из судебной практики; в итоге сюжет выглядит так: 32-летний Гамлет – паренек с незаконченным средним образованием, в доме номер 5 по Товарищеской улице ненароком убивает отца своей девушки Офелии после свадебного кутежа матери Гертруды и дяди Клавдия – четы, не так давно, судя по всему, прикончившей отца Гамлета. Канонический сюжет дополнен актуальными деталями. Сцена «мышеловки» превратилась в рэп-скетч, после просмотра которого Клавдия потом долго тошнит; крыса, за которую якобы Гамлет принял шевелящегося за занавеской Полония, – типичное явление для дома номер 5, расположенного рядом с рынком. На вопрос прокурора, почему вместо одной из дверей шкафа в квартире висит занавеска, Гертруда в исполнении Розы Хайруллиной тихо и невозмутимо отвечает: «Мне кажется, все домохозяйки так делают, когда дверца ломается». В основе спектакля – папка с материалами дела и эргономичная структура. Требуется всего три актера на роли обвиняемого, обвинителя и свидетеля – то есть Гамлета, Офелии и Гертруды соответственно – и практикующие юристы: судья, прокурор, представители защиты и обвинения. Все остальное сделают российское законодательство, актерская импровизация, красноречие юристов и гражданская ответственность шести присяжных, после окончания прений случайным образом выбранных из зала.
интернет-издание «Афиша. Daily»
Это не спектакль. Это судебный процесс. Преступник − Гамлет. Помните, он убил отца своей возлюбленной Офелии? Помните, вам так рассказали? Но сами, своими глазами, вы этого не видели. А было ли это на самом деле? Если этот вопрос звучит на территории художественного вымысла, ответ будет зависеть от интерпретации. Но если этот вопрос звучит в зале суда? И от ответа на него зависит судьба живого человека? Вот он − Гамлет, стоит перед вами и дает показания. А рядом с вами сидит его мать. Говорит ли она правду, или врет, чтобы спасти сына? Решать вам − присяжным заседателям. Или, если вас не выберут в их число, вы останетесь со своим мнением, как это часто и бывает в жизни. Гамлет, Гертруда и Офелия − актеры. Но на их месте мог бы оказаться любой. Видит ли судебная система самого человека? Судьи, прокуроры, адвокаты и психиатры − не актеры. Практикующие профессионалы, рассматривающие дело об убийстве Полония так же, как любое другое в своей ежедневной практике. Каждый спектакль Гамлета приговаривают к заключению. Или признают невиновным, в присутствии обвиняющей его Офелии. Убить можно словом и взглядом − какой суд разберет такое преступление? Швейцарский режиссер Ян Дейвендак перенес пьесу Шекспира в зал суда, туда, где сегодня воюют за правду, принимают судьбоносные решения, наносят смертельные удары. Дальше тишина. Встать, суд идет.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Полины Назаровой