Театральная компания ЗМ
Анатолий Королев

Приказ короля

Урал Опера Балет, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 2020 г. –  «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника»
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г.  – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Елена Воровьева), «Лучшая мужская роль» (Арсентий Лазарев)
балет в 2-х действиях

Сценарий: Вячеслав Самодуров, Богдан Королек
Музыка: Анатолий Королев
Дирижер-постановщик: Павел Клиничев
Хореография: Вячеслав Самодуров
Сценография: Алексей Кондратьев
Костюмы: Анастасия Нефедова
Свет: Константин Бинкин

Артисты: Мики Нисигути, Алексей Селиверстов, Максим Клековкин, Надежда Шамшурина, Игорь Булыцын, Андрей Вешкурцев, Глеб Сагеев, Томоха Терада, Михаил Хушутин, Анна Домке, Анастасия Кержеманкина, Екатерина Кузнецова, Мария Михеева, Анна Домке, Татьяна Мевх, Рафаэла Морел, София Тюпа

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+
Все зрители жаждут больших и протяженных спектаклей, не только в России – это нормальное зрительское желание. Мой интерес – понять, как может выглядеть крупная хореографическая форма сегодня. Можно ли сделать спектакль, используя лекала балетов-феерий конца XIX века – чтобы спектакль при этом был современным. Чтобы это выяснить, мы сколотили команду авантюристов и отправились в путешествие. Настоящий сюжет «Приказа короля» – путешествие на край света в поисках красоты.
Вячеслав Самодуров
Возглавляющий Уральский балет Вячеслав Самодуров среди большинства работающих сегодня хореографов, увлеченных синтезом классического и современного танца, выделяется своей преданностью классической балетной технике. Одноактные постановки, выглядящие как разбившийся калейдоскоп гран па Петипа, принесли ему признание. Но мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед. «Приказ короля» – новый шаг в том же направлении. Самодуров, всегда собственноручно вращая вселенную своих постановок, при этом умеет подбирать для каждой из них команду. Дворцовый интерьер, отсылающий к Пиранези, и жар пустыни, нагоняемый красными вентиляторами, воссоздал сценограф Алексей Кондратьев, а костюмы, с их перепадом от париков до купальников, – Анастасия Нефедова, точно вписавшиеся в ироническую интонацию хореографа. Но главной удачей «Приказа короля» стала музыка петербургского композитора Анатолия Королева. Никогда до этого не работавший в балете, он, кажется, создан для его природы: композитор легко соединяет тяжеловесный ход псевдобарочного танца с джазовым изяществом, акцентирует не самые подвижные мимические сцены, театрально выделяет драматические повороты истории и, кажется, наслаждается эффектом этих перепадов, между делом задавая в танцевальных сценах такой ритм, что даже зрителя вжимает в кресло, как при сверхзвуковых перегрузках.
«Российская газета»
Урал Опера Балет и Вячеслав Самодуров продолжают концептуально-критическую игру с наследием. От редкого полностью комического (и не самого успешного) балета Петипа с затейливой интригой осталось название и представление о танце как о королевском занятии. Новый сценарий про знаменитого путешественника капитана Жерома де Блуа-Шампань, который по приказу Короля-Солнце спасает пленницу Изору от Черной королевы, постоянно прерываясь на гальярды, аллеманды и гран па, гораздо больше взял от «Дочери снегов» и «Учеников Дюпре» Петипа, а также от «Алисы в Стране чудес» Кэрролла. Фирменное мастерство владения классической формой и злая ирония Вячеслава Самодурова золотом и бирюзой переливаются в сложно устроенных танц-панно и экспрессивной пантомиме дурной монаршей ярости.

Сергей Конаев

Екатеринбургский «Приказ короля», вышедший в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, констатирует равенство «балета Мариуса Петипа» и «балета как такового». Самодуров выводит на сцену французский королевский двор, где балет и зародился, и лично Людовика Четырнадцатого. И под «приказом короля» втайне подразумевается развитие балетного искусства (хотя на сцене «произносится» другой приказ). И хореограф, нашпиговывающий свой спектакль отсылками к старинным балетам – таким, какими они были и какими могли бы быть, – в финале утверждает вечность балетного искусства как такового и неизменную актуальность его.

журнал «Музыкальная жизнь»

На странице использованы фотографии Ольги Керелюк и Елены Леховой