Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера ()
работа художника ()
женская роль второго плана ()
мужская роль второго плана ()
сказка по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского

Режиссер: Александр Созонов
Художник: Алина Алимова
Художник по свету: Дмитрий Зименко (Митрич)
Видеохудожник: Алексей Береснев
Композитор: Иван Кушнир
Хореограф: Полина Пшиндина

Артисты: Артур Левченко, Виктор Крахмалев, Наталья Красилова, Антон Ещиганов, Алла Кохан, Алиса Медведева, Сергей Максимчук, Александр Ли, Роман Мамонтов, Любовь Овсянникова, Мария Картамакова, Лидия Шипилова, Константин Вогачев, Илья Романов, Юрий Беляев, Анастасия Жаромская, Елена Ловягова, Ирина Женихова, Леонид Всеволодский, Роман Болтаев, Сергей Сергеев, Никита Скавыш, Ирина Звягинцева

Продолжительность 3 ч.
Age category 18+
Электричество – от бога, или это энергия, которую придумали люди? Грех – это категория религии или социума? Может ли беременная самоубийца стать святой? Все эти вопросы становятся не важны, когда приходит любовь, которая разрушает любые термины и правила. Это спектакль о жизни на максимуме эмоций. О запретном чувстве, которое выходит за пределы человеческого существования и общепринятой пуританской морали. Это мир нового средневековья, где победил религиозный патриархат, а общество полностью отказалось от научного прогресса ради духовного развития. Мы сделали футуристическую сказку о России, о которой все мечтали, но боялись оказаться в ней на самом деле.
Мы создали на сцене мир антиутопического будущего, где люди живут на обломках былого наследия, не создавая ничего нового и даже не пытаясь сохранить то, что есть. Калинов – один из многих городов на берегу Волги, поэтому пространство – разрушающаяся гидроэлектростанция, подтопленная водой. Махровый быт жителей Калинова, на самом деле, не имеет под собой никакой основы, именно поэтому в финале Волга, вышедшая из берегов, стирает город с лица земли.
Спектакль Александра Созонова погружает нас в русский мир Островского через Сорокина, поэтому эффект от него сравним с сатирой паблика «Страдающее Средневековье». События в Калинове перенесены в 2159 год, оттого не кажется странным, что Кулигин вылавливает из Волги русалок, а законы нового Домостроя оглашает правитель-киборг в интернет-трансляции. Перед нами антиутопия в действии и эффектном мультимедийном решении. А вот человеческие отношения, несмотря на временной скачок, остались прежними. Кабаниха в мощном исполнении Натальи Красиловой со всей силой фальшивой морали обрушивается на молодых, при этом практически не скрывает своего лицемерия. Как и раньше, ей безуспешно противостоит Катерина, сыгранная Аллой Кахан с особой простотой и искренностью. Прерывают цикличный ход сюжета сами авторы: на Волге случается цунами – расплата неизбежна.

Островского режиссер Александр Созонов читает через призму прозы Владимира Сорокина, в самом начале на экране появляется цитата из «Дня опричника» про православный интернет и нового царя-батюшку. И указание на время действия – 2159 год. Эта «Гроза» если и про будущее, то (не дай Бог) совсем близкое, но, скорее, про российское настоящее. Есть элита (в городе Калинове это Дикой с Кабанихой и их домочадцы), чьи истовые православие и верность традициям декоративны и фальшивы. Здесь давно протоптана дорога от паперти в кущи самого неприкрытого разврата, а поход на церковную службу выглядит ярмаркой гламурного тщеславия. Элита порочна, но и народ не многим лучше: у этого «электората» главное – страх перед силой. Здесь приспосабливаются и лгут все, кроме Катерины. Алла Кохан играет вольную птицу, попавшую в ненавистную клетку (пусть и золотую), играет отчаянный порыв к свободе, душевные бурю и ярость, решенные пластически (временами ее пластику следует назвать акробатикой). Трагический финал такой Кати Кабановой предрешен.

На странице использованы фотографии Сергей Красноухов